В.Г. Семенов, генеральный директор ОАО «ВНИПИэнергопром»; президент НП «Энергоэффективный город» (г. Москва): "Практическое энергосбережение переживает в нашей стране период суеты".
В.Г. Семенов считатает, что на рынке присутствует огромное количество конференций, распоряжений Правительства, контрольных коэффициентов, новых энергоаудиторских компаний и их объединений и как в любом новом деле - нет внятных указаний «что делать». Государство раздает требования, оставляя муниципалитетам обязанности самостоятельно разбираться, как их выполнить. Сегодняшние программы энергосбережения, разработанные в соответствии с федеральными требованиями, не дают ответа на два основных вопроса: зачем нужно энергосбережение и где взять на него деньги?
Более подробно в статье "Состояние практического энергосбережения", опубликованной в журнал "ЭСКО" 8/2011.
Выдержки из статьи:
Цели и экономика
Фактически целью большинства программ энергосбережения обозначается само энергосбережение, а полезные эффекты от него только перечисляются без реальной оценки. Стандартная цель - снижение энергоемкости к 2020 г. на 40%. В докризисный период энергоемкость страны без всяких программ снижалась на 5% в год, из-
за хороших темпов роста ВВП и повышения цен на нефтепродукты. Мы приблизились к уровню Китая и Канады. Известным Указом Президента от 4 июня 2008 г. поставлена цель - добиться к 2020 г. снижения энергоемкости ВВП России на 40%, что соответствует уменьшению темповдо 4% в год. После некоторого увеличения в период кризиса, энергоемкость ВВП опять снижается из-за существенного роста цен на нефть, что позволяет ожидать приличные отчетные цифры. Но нефть у нас добывают не везде. Для регионов с низкими темпами роста РВП задача 40% снижения энергоемкости абсолютно нереальна, а для развивающихся регионов она может быть излишне скромна. Для муниципального образования «поселок Первомайский», задача снижения энергоемкости вообще лишается смысловой нагрузки.
Энергосбережение в любом муниципальном образовании должно помогать достижению абсолютно конкретных целей:
• снижению совокупных затрат,
• развитию (в первую очередь обеспечению возможности подключения новых потребителей),
• повышению надежности,
• решению экологических проблем.
Экономика энергосбережения может строиться только через замещение других методов достижения этих целей, то есть через своеобразную конкуренцию проектов, с
соответствующим перераспределением средств, например, энергосбережение вместо нового строительства энергетических мощностей. В большинстве случаев проекты энергосбережения оказываются предпочтительней, так как дают эффект по всем вышеперечисленным целям. В то же время они сложней в организации, да и просто не привычны для служб администраций, «заточенных» на целевое освоение бюджета либо инвестиционное новое строительство.
Экономические эффекты энергосбережения лежат в разных «карманах». Собрать их из разных статей бюджета, инвестиционных программ, платы за подключение, от потребителей, при отсутствии отработанных алгоритмов, непросто. Не смогут помочь и энергоаудиторы, у них также нет реального опыта. Не реализуются даже относительно простые проекты, например, снижение потребной мощности реконструируемой котельной, при кредитовании и частичном софинансировании замены окон жителями подключенных домов.
Методы решений
Наивно рассчитывать, что завтра в большинстве муниципалитетов смогут создать механизмы привлечения бизнеса в энергосбережение, то есть решить задачу, которую даже теоретически пока не осилили на федеральном уровне. Различные типы контрактов с рассрочкой платежа к новинкам не отнесешь, а экономика энергосервисных контрактов упирается в массовый «недосвет» и недостаточный воздухообмен в бюджетных учреждениях. Любые новые модели должны пройти реальную апробацию перед массовым внедрением, а это существенная потеря времени. Рассчитывать, что много типовых решений появится после создания очередного «энергоэффективного квартала» тоже нереально, невозможно учесть все эффекты на уровне квартала или дома.
Быстрый реальный выход только один - поиск уже имеющихся лучших практик в муниципалитетах, устранение выявленных препятствий и типизация проектов. Поиск таких проектов оказался очень плодотворным и увлекательным делом. В России во все времена было много умных неравнодушных людей, умеющих быть первопроходцами. Большинство проектов осуществляется не под чистые задачи энергосбережения, но в этом то и их ценность, так как решаются конкретные проблемы, а не «пиаровская» задача. Вся область энергоэффективности разбивается примерно на 200 проектов, характеризующихся наличием конечного числа участников и адаптированной административной или бизнес-моделью.
В рамках обеспечения деятельности Координационного Совета по энергоэффективности Президиума партии «Единая Россия», некоммерческим партнерством
«Энергоэффективный город» пока ведется работа по 70 проектам. Все они реализуются в конкретных городах России с задачей уже в этом году выйти на уровень типовых. Первые 20 проектов будут переданы в тиражирование муниципалитетам - участникам партнерства уже в мае месяце.
Хочется поблагодарить администрации муниципалитетов, осуществляющих проекты, так как с вашей помощью тема энергосбережения превращается из лозунга в реальность.
Учитывая, что география проектов - вся Россия, на примере Ярославской и Волгоградской областей прорабатывается вариант повторения пилотных проектов, подходящих под условия конкретной области на ее территории, с закреплением за одним муниципалитетом одного проекта. Основной принцип региональной типизации - максимальный учет местных особенностей.
Специфика энергосбережения в том, что им нельзя управлять как одной общей программой. Невозможно выделить и общего руководителя на все проекты, так как они касаются практически всех сфер деятельности. Создание эффективных моделей управления энергосбережением во всем мире осуществляется также через управление отдельными проектами с общей системой мониторинга результатов.