Интервью исполнительного директора ОАО «Курганмашзавод», председателя Курганского регионального отделения Союза машиностроителей России Игоря ГИСКЕ журналу «Очевидец», ноябрь 2013 года (г. Курган).
- Действительно, Курганский машиностроительный завод, входящий в машиностроительно-индустриальную группу «Концерн «Тракторные заводы», несмотря на то, что по сравнению с советскими временами утратил некоторые черты градообразующего предприятия, в частности, на балансе сегодня нет объектов социальной сферы - жилых домов, детских садов и так далее, - был и остается заводом, выпускающим неординарную технику как для России, так и для зарубежных стран - лучшие в мире боевые машины пехоты легкой категории по массе. Завод был и остается уникальным. Поэтому, конечно же, КМЗ - один из главных и наиболее значимых брендов Курганской области.
- Что лежит в их основе?
- Пожалуй, те самые десять заповедей, которые никто не отменял. Хотя, скажем, православный принцип "Ударили по правой щеке - подставь левую", точно не для меня. Когда ты идешь вечером с женщиной, а к тебе подходит хулиган, ты же не будешь щеки подставлять? (улыбается - Авт.).
- Считаете себя православным человеком?
- Стараюсь к этому прийти, но пока я больше комсомолец, чем православный человек (улыбается - Авт.). Комсомол - это та еще религия (улыбается - Авт.)! В свое время я был очень даже убежденным комсомольцем. При этом никогда не был функционером. Но вот стройотряды и иные практические выражения молодежной деятельности – это было мое. Я вообще очень "практичный" человек. Мне это более понятно и ближе, чем декларации. Мы воспитаны на комсомольской идеологии, и после того, как жили, росли, мужали в этой атмосфере, - пойти и начать молиться как-то нелепо. Но вера все же есть. Моя вера не в молитвах, не в формальном выражении. Редко хожу в церковь, как я понимаю, к Богу не стоит обращаться по пустякам. Я хожу в церковь не просить, а думать. Но однозначно скажу, что принадлежу к православной вере.
- Как "уживается" православная вера и то, чем вы занимаетесь? Все же оборонная промышленность - это выпуск продукции для войны... А война - это всегда убийства. Как все это сочетается с заповедью "не убий"?...
- Напрямую. Мы делаем боевую технику не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать. Поэтому одним из слоганов, который команда «Тракторных заводов» использует и которому следует в своей деятельности, гласит: «Созданные побеждать. Призванные защищать». Это означает, что мы выпускаем такую технику, которая конкурентоспособна, а по некоторым параметрам лучше мировых аналогов, что позволяет нашей стране обеспечить надежную защиту от любых угроз и нападений.
- Игорь Владимирович, на днях один ваш коллега-промышленник в разговоре со мной сказал: "Заводчане - это особая каста", имея в виду преданность людей и производству, и заводам, которые многие из них называют "родными"... Согласитесь ли вы с этим?
- Я скажу больше: дальновидные руководители должны создавать и укреплять эту кастовость. Возьмем в качестве исторического примера Путиловский завод в Петрограде. Это был маленький островок социализма, где для рабочих строились дома, создавалась социальная инфраструктура, для детей работников открывались детские сады. На этом заводе горячо приветствовалась династийность, когда человек приводил за собой на предприятие родственников, детей. Рабочие не участвовали ни в каких стачках, революциях. Путиловцы очень гордились тем, что они с этого завода. Один из сыновей директора, возглавлявшего предприятие до революции, руководил заводом и в раннюю советскую эпоху. Только позже эта эффективная система стала искусственным образом разрушаться.
Некоторые наши работники после выхода на пенсию приходят ко мне и просят выдать им пропуск на завод: они хотят приходить в свои цеха и общаться с людьми, потому что завод для них часть жизни. Это сейчас говорят, что нужно раз в пять лет менять место работы, постоянно быть готовым к переезду и т.д. А я скажу: попробуйте сделать это в пятьдесят лет, когда к тому же вы всю жизнь проработали на одном предприятии!
Создание коллектива, заводской кастовости - это едва ли не основная моя задача на посту исполнительного директора завода.
И наш совместный командный труд принес еще и тот результат, что в рамках ежегодной корпоративной Премии «Концерна «Тракторные заводы» Курганмашзавод в 2013 году был признан лучшим предприятием года. Теперь переходящее знамя Концерна находится у нас в Кургане. Если учесть, что в группу входит порядка 30 различных компаний из 10 субъектов России, а также Дании, Германии, Австрии, Нидерландов, Сербии и Украины, то это очень почетно!
- Как производится выбор, оценка предприятия, которое признается лучшим?
- Исключительно по экономическим параметрам: шестнадцать показателей, которые должны выполняться на заводе. Никакого субъективизма. А также посредством голосования топ-менеджмента «Тракторных заводов», причем, тайного.
- Курганмашзавод входит в машиностроительно-индустриальную группу «Концерн «Тракторные заводы». От некоторых «местных» владельцев промпредприятий мне приходилось слышать о том, что иногородний собственник - это собственник безответственный, не знающий наших реалий и т.д., мол, чтобы эффективно руководить заводом, нужно едва ли не родиться и вырасти в регионе его присутствия...
- Спрошу у этих «ответственных» собственников и управленцев, а сами-то они курганцы, много ли времени проводят в городе? Я считаю, что на любом предприятии должна существовать система обеспечения карьерного роста, и человек, пришедший работать мастером, должен понимать, кем он станет, какое место на карьерной лестнице займет, если будет хорошо работать. Мастер - старший мастер - начальник участка - заместитель начальника цеха - начальник цеха и так далее. У нас в Концерне проводится именно такая кадровая политика. И подобная ротация руководителей в современных экономических условиях - это оправданно. Наши сотрудники нацелены на профессиональный рост. Это зарекомендовавшая себя мировая практика.
- Игорь Владимирович, задам вам вопрос, который задаю всем руководителям предприятий, кого считаю экспертами: как не на словах, а на деле вернуть былую славу людям труда - рабочим и инженерно-техническим специальностям, то есть тем людям, благодаря которым машзавод является тем, чем он является уже много десятилетий?
- В подходе к решению данного вопроса у нас превалируют то экономические, то идеологические подходы. На мой взгляд, их нужно грамотно сочетать. Усилиями одного общественного движения, я говорю о Союзе машиностроителей России, региональное отделение которого я возглавляю в Зауралье, имидж человека труда не поднять. Должна действовать государственная программа по комплексному развитию машиностроительной отрасли России, по выпуску квалифицированных специалистов востребованных рабочих и инженерных специальностей, по повышению престижа людей труда. Важно, чтобы производитель, независимо от формы собственности, был защищен. Если государство защищает собственные предприятия, то оно сможет контролировать и соблюдение ими обязательств перед рабочими. Если учебные заведения перестанут забрасывать рынок дипломами юристов и экономистов, начнут адресно обучать специалистов для машиностроения, то заводам не нужно будет тратить свое время на обучение и переобучение людей вместо того, чтобы ускоренными темпами переоснащать производство и выпускать новую продукцию. Если СМИ начнут рассказывать о героях труда, о заводах, то не будет молодежь шарахаться от нас, ища легкого заработка, уезжать в другие города и регионы. Если все это будет, заводы начнут развиваться и работать. Люди станут гордиться своими предприятиями, т.к. на них престижно работать. Молодежь ломилась бы в технические учебные заведения, чтобы получить корочки квалифицированного рабочего или инженера. А на заводах их ждала бы достойная зарплата.
- Говоря о защите интересов отрасли и конкретных предприятий, логично перейти к вопросу о деятельности регионального Союза машиностроителей России, который, и это очевидно, в последние месяцы набирает и силу, и влияние. Промышленники, с которыми приходится общаться, единодушны: это отличная площадка для коммуникаций, обмена опытом, лоббистский орган по защите интересов отрасли. Какими вам видятся цели и задачи Союза машиностроителей, региональное отделение которого вы возглавляете? Есть мнение, что деятельность подобных союзов преследует сугубо политические цели, а развитие отрасли вторично.
- Не секрет, что ранее Союз машиностроителей в Зауралье был весьма формальной организацией с формальной отчетностью. Мы могли бы и далее так "работать", отправлять отчеты в центр, как делает множество других региональных отделений различных союзов. Но я люблю конкретику без "понтов"...
... Когда меня избрали председателем Курганского регионального отделения Союза, собрал совет и понял, что некоторые даже по имени-отчеству друг друга не знают, практически не общались между собой, максимум - созванивались изредка. А сейчас мы все вместе побывали на большинстве заводов области, знаем, кто чем живет.... В наши ряды подтянулись не только машиностроительные предприятия, в целом, более 20-ти предприятий региона, но и Курганский госуниверситет, что для меня очень показательно, ведь это единственный в регионе вуз, который сегодня готовит инженерно-технические кадры, а еще промышленный техникум. Региональное отделение оказывает помощь нашим образовательным площадкам. Приобрели компьютеры для кафедры технологии машиностроения КГУ. Оборудовали интерактивный класс для техникума. Работаем с учебными заведениями по организации практики студентов.
- На заводе более 10 лет действует союз молодежи КМЗ. И вы активно поддерживаете это движение. Это принципиальная позиция?
- Думаю, Курганмашзаводу повезло: в руководстве заводом всегда присутствовали директора старой школы, а не так называемые "эффективные менеджеры"! Они были нацелены, несмотря ни на какие трудности, сохранять прекрасные советские наработки. Благодаря этим людям и сохранены такие формы работы. В постсоветскую эпоху все это было утрачено, и совершенно напрасно: ведь это формы и методы работы, которые доказали свою эффективность на протяжении десятилетий.
- Вообще социальная политика на заводе. Как вы ее видите? Как она проводится?
- Первое и главное, что мы делаем в этом направлении, - неукоснительно соблюдаем коллективный договор. Мы очень тесно работаем с профсоюзом. Каких-либо принципиальных конфликтов в трудовом коллективе у нас не бывает, только локальные, которые преодолеваются путем диалога. Помогаем детским садам за возможность получить дополнительные места для детей заводчан. Также у нас есть план финансирования социальных программ на предприятии. Мы покупаем путевки в санатории, в детские лагеря. На это нам выделяется достаточное количество средств управляющей компанией «Тракторных заводов», их распределением занимается профсоюз. Мы поддерживаем Дворец культуры машиностроителей и нашу заводскую поликлинику. Конечно, некоторые социально ориентированные мероприятия сегодня свернуты, но многое мы продолжаем реализовывать.
- Я так понимаю, что это принципиальная позиция и собственно завода, и Концерна в целом.
- Совершенно верно. Бизнес всех предприятий «Тракторных заводов» - социально ответственен. В Концерн входит 29 предприятий, которые образуют дивизионы промышленного, железнодорожного, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения специального назначения. Курганмашзавод - головное предприятие дивизиона военной техники. По численности КМЗ - одно из самых крупных предприятий Концерна, наряду с чебоксарскими «Промтрактором» и агрегатным заводом, «Промлитом». В военный дивизион вместе с КМЗ входят Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» (выпускает и ремонтирует боевые машины десанта), Липецкий завод гусеничных тягачей (производит шасси для зенитно-ракетных комплексов С-300), Специальное конструкторское бюро машиностроения (единственный в стране разработчик легкой бронированной техники, расположен в Кургане) и НИИ стали (головное предприятие России по материалам и конструкциям защиты вооружения и военной техники, г. Москва).
Концерн «Тракторные заводы» реализует много инвестиционных программ (в части перехода на новые технологии, закупки современного оборудования). Например, завод "Промтрактор-Вагон" в Канаше, директором которого я был до приезда в Курган, - одно из наиболее высокотехнологичных предприятий «Тракторных заводов», суперсовременный завод по производству грузовых вагонов, чьи цеха оборудованы самым передовым оборудованием, которое только существует в мире, в основном, японским, немецким и итальянским.
Предприятия «Тракторных заводов» работают единым фронтом, плечом к плечу. Когда нашему заводу было нелегко, мы выживали за счет Концерна, а сейчас, когда ситуация стабилизировалась, напротив, уже мы помогаем нашим коллегам.
- Продукцией, с которой ассоциируется КМЗ, всегда была боевая машина пехоты. Справедливо ли это на сегодняшний день?
- Я знаю, что новая боевая машина пехоты «Курганец 25» на недавней выставке вооружения в Нижнем Тагиле произвела фурор, заставив о себе говорить, и что создание этой БМП стало для завода событием года. Расскажите, что это за машина и в чем ее уникальность?
- Это отличная, совершенно новая машина, и по конструктиву, и по боевым возможностям. Создавалась она коллективом под руководством уникального профессионала – генерального директора, главного конструктора Специального конструкторского бюро машиностроения Сергея Сергеевича Сальникова. Разработка полностью принадлежит СКБМ. Базовым предприятием для ее производства стал Курганмашзавод. Работали над новой машиной пехоты совместно специалисты СКБМ и КМЗ, продемонстрировав симбиоз передовых конструкторских идей и производственных возможностей, в результате всего за полтора года была создана эта уникальная машина. Причем в рекордные сроки. Сейчас «Курганцу» предстоят испытания, технологические и конструкторские доработки и т.д. Мы к этому готовы и сделаем все, чтобы машина приобрела в полном объеме все заложенные в ней технические качества. Ведь в этой БМП воплощен принципиально новый подход к формированию облика машины в связи с новыми требованиями Министерства обороны Российской Федерации.