В общем и целом, методика ценообразования у всех производителей одинакова. Еще со времен Адама Смита известно, что цена складывается из стоимости исходных материалов, затрат на изготовление, разного рода издержек и «маржи», которая и обеспечивает прибыль. Зачастую предпринимателей подозревают в неоправданном завышении последней части. Однако практика показывает, что в условиях нормальной конкуренции такого рода наценка стабильна и не «делает погоду» в росте цифр на ценниках.
В чем же причина постоянного удорожания, серьезно ли оно сказывается на конечной цене строительства и насколько влияет на спрос? На эти вопросы мы постараемся ответить с помощью экспертов из компаний-производителей стройматериалов.
Например, рост цен коснется ламинированной березовой фанеры, которая широко используется в монолитных работах. Связано это с резким изменением экспортных пошлин. С середины 2000-х годов таможенная политика России в области экспорта необработанного леса-кругляка постоянно ужесточалась, пошлины на вывоз неуклонно росли. К 2009 г. они поднялись с 6,5% до 25% от контрактной цены поставок. К 2011 году планировалось увеличить пошлины до запретительных 80%. Однако расчет на приток инвестиций в деревопереработку не оправдался. Лесозаготовители оказались в сложной ситуации: экспорт резко сократился, а внутренний спрос почти не вырос. Многим пришлось снизить объемы заготовки или вовсе прекратить нерентабельный бизнес. Поэтому, несмотря на протекционистские меры правительства, цены на сырье внутри страны росли (в 2011 г. рост составил около 9% ).
Но даже для тех производителей, которые не столкнулись с издержками вступления в ВТО, сырье является постоянным источником повышения расходов. Так, в сегменте производства сухих строительных смесей его доля в себестоимости достигает 70%. «Конечно, наиболее существенное влияние на себестоимость оказывают цены на сырье, которые растут в среднем более чем на 10% в год», – говорит Анна Вакушина, специалист компании «БОЛАРС» (сухие строительные смеси).
Другой стимул роста цен на строительные материалы – повышение курса валюты. Любое ослабление рубля приводит к удорожанию, особенно заметному там, где велика доля сырья, ввозимого из-за границы.
Например, по данным Антона Богданова, директора по маркетингу производителя оконных систем PROPLEX, большую часть себестоимости составляет именно ПВХ, который закупается в Европе.
Таким образом, рост цен на материалы и исходное сырье, который происходит как на внутреннем, так и на международном рынке, неизбежно влечет за собой рост цен на товары тех производителей, которые занимаются глубокой переработкой и производством продукции высоких переделов.
Следующий фактор роста цен – постоянное повышение тарифов естественных монополий. В начале 2000-х доля электроэнергии сильно варьировала в расходах, однако, начиная с кризисного 2008 года, наметился ее рост практически во всех отраслях. То же можно сказать и о газе (опосредованно – об отоплении). Тем не менее, этот фактор наиболее стабилен и предсказуем, поскольку тарифы частично регулируются государством.
Это касается практически всех отраслей, непосредственно связанных со строительством. В последние годы затраты на транспорт могут доходить до 70% стоимости материалов, тогда как раньше не превышали 20-25% . Причем бороться с этим практически невозможно. Вот как поясняет сложившуюся ситуацию в своем интервью изданию «РИА Новости – Недвижимость» президент Национального объединения строителей («НОСТРОЙ») Ефим Басин: «Сейчас существуют две компании, входящие в структуру РЖД, – ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания», которые перевозят порядка 40% грузов. Остальной объем перевозок приходится на 1800 мелких компаний-перевозчиков, которые и перевозят все остальные материалы, интересующие строителей, например, песок, щебень, щебеночно-песчаные смеси. Этим компаниям дают вагоны и право на использование локомотивов, которые находятся в распоряжении РЖД, а также путей и станций, но по остаточному принципу. Получив заявку на перевозку, эти компании неделями ждут права выйти на пути РЖД. В результате мелкие перевозчики несут убытки и вынуждены завышать цены. Плата за аренду вагонов и перевозки в итоге повышает тарифы на 40-50%. Получается, что формально РЖД не виновата в сложившейся ситуации, а ФАС не находит в тарифах мелких перевозчиков никаких завышений ».
Еще одним ключевым фактором повышения цен является рост вознаграждения работников. Зарплата и связанные с ней отчисления, например в лесной промышленности, занимают до 20% себестоимости. Среднегодовая индексация заработной платы в России находится на уровне 13,9% , но при этом, по мнению экспертов, является догоняющей. «Несмотря на то что темпы роста зарплаты работников фанерных комбинатов опережают инфляцию, объективно уровень оплаты труда остается низким. На многих предприятиях рабочие получают на порядок ниже дохода сотрудников аналогичных производств в Европе. При этом отечественная продукция успешно конкурирует со шведской и финской фанерой на мировых рынках, – отмечает Олег Гуторенко, председатель Профсоюза работников лесных отраслей. – Мы рассчитываем на дальнейшее увеличение заработной платы фанерщиков до уровня, соответствующего представлениям об оплате квалифицированного труда».
Серьезной нагрузкой для законопослушных производителей становится и специфика отечественного таможенного законодательства, до сих пор позволяющая осуществлять ввоз и вывоз сырья по полузаконным и коррупционным «серым схемам». Такая практика не только подрывает доверие к государственным институтам, но и создает возможность для недобросовестной конкуренции, от которой, в конечном итоге, страдает и потребитель.
«Таможенная политика не влияет на цены, пока компания находится в равных условиях с остальными участниками рынка, – говорит Антон Богданов (компания PROPLEX). Если есть фирмы, которые ввозят сырье недобросовестно, платя экспортную пошлину с заниженной стоимости инвойса, мы оказываемся в неравных условиях по сравнению с ними. Кроме того, есть проблема меняющихся правил работы, когда таможня меняет подход к импортеру в зависимости от степени выполнения плана по сборам. Нам приходится тратить много времени и сил на то, чтобы доказать, что ввоз происходит под правильными ценами, под правильными кодами и т.д.».
Влияют таможенные пошлины и на компании, напрямую не связанные с импортом-экспортом. «Поскольку ввозные пошлины на оборудование и комплектующие для производства высоки, – говорит Дмитрий Галенко, специалист «Верхневолжского кирпичного завода», – высокой остается и цена качественного кирпича».
К ряду факторов повышения цен можно добавить и рост спроса. Так, Министерство регионального развития РФ отметило, что в районах строительства крупнейших инфраструктурных проектов (олимпийские стройки, подготовка к приему саммита АТЭС, Универсиада, Чемпионат мира по футболу 2018 и др.) ажиотажный спрос породил спекулятивный подъем цен на стройматериалы. «Естественно, что цена зависит от спроса, – говорит Дмитрий Галенко. – Чем больше спрос, тем выше, разумеется, и цена. В этом году, в связи с активизацией строительства в Центральном и Северо-Западном регионах, ожидаем существенного роста стоимости нашей продукции».
Примерно так же видит ситуацию и Николай Фильков, генеральный директор компании «Ингкома», специализирующейся на торговле строительными материалами. «Я бы выделил три основных причины роста, – говорит он. – Во-первых, чисто рыночная, маркетинговая. С началом каждого строительного сезона производители материалов находятся в ожидании ажитации спроса на продукцию и, соответственно, повышают цены. Во-вторых, макроэкономическая причина, связанная с ростом инфляции, тарифов на электричество и газ, которые меняются в сторону увеличения в начале каждого года. И, в-третьих, транспортно-логистическая. Здесь значительную роль играют стоимость ГСМ, которые не дешевеют. Также можно выделить и сезонный фактор, который характерен, например, для лесопереработки: весной и осенью, в распутицу, вывоз сырья затруднен, поэтому возникает определенный дефицит сырья, ведущий, в свою очередь, к повышению закупочных цен и, соответственно, цен на конечную продукцию».