Ассоциация Деревянного Домостроения в рамках проведения первой национальной премии "Философия дерева" начинает серию интересных репортажей о жизни и деятельности членов жюри Премии – «Жизнь Деревянных Людей (ЖДЛ)».
Ольга Севан, кандидат архитектуры, ведущий научный сотрудник Института культурного и природного наследия, член ИКОМОС (Комитет по историческим городам и селам и Комитет Народной архитектуры), член Европейского Совета по селам и малым городам - ЕКОВАСТ и Ассоциации европейских музеев под открытым небом, Заслуженный работник культуры. Автор генплана и проектов секторов и жилых домов музея «Малые Корелы», генплана Музея деревянного зодчества Вологодской области, пяти монографий, 150 статей, изданных России и за рубежом, отв. редактор 20 сборников статей. Руководитель и участник социокультурных проектов и исследований по развитию малых городов и сел и пр. www.ecovast.ru/sotrydn.ht
Что привело меня в сферу деревянного домостроения? А шире - в исследование и проектирование сооружений деревянного зодчества и строительства. Немного воспоминаний...
В жизни каждого человека, когда он оборачивается назад, в прошлое, всегда найдется кто-то и что-то, оказавшие значимые влияния и изменения на его жизнь. И только на расстоянии мы начинаем понимать, осознавать и благодарить людей, родных и друзей, за тот опыт, что они нам преподали, за ситуации, которые повлияли на весь последующий ход жизни.
Я оказалась в МАРХИ после математической школы как мне казалось в тот период, вообще-то случайно… хотя я и посещала подготовительные курсы и пр. Но учитывая, что мой отец был архитектором, учеником И.В. Жолтовского, и в этой мастерской я провела своё детство, а позже и дружила с некоторыми из коллег отца, то этот выбор, как мы понимаем, не был случайным. А уже позже, когда я училась в архитектурном институте, в уникальном букинистическом магазине, который был на 2м этаже «Метрополя», куда я систематически захаживала и, экономя деньги от обедов, покупала там какие-то книги. И вот там-то я присмотрела редкий по тем временам том М.Красовского «Курс истории русской архитектуры», 1916 г. издания. И именно эта книга открыла для меня деревянную русскую архитектуру, уже позже были И.Грабарь, А.Бобринский, К.Романов и другие. В результате чтения книг, просмотра с большим интересом множества очаровательных фотографий храмов и домов, потрясающих воображение пространств и улиц, портретов церковных наивных батюшек и фигур в разных одеяниях девушек, стариков и детей, как и на сегодня уже не существующих деревень и ландшафтов. И бредила во мне мысль всё это увидеть и пожить во всём этом... Наивная я была, как потом выяснится.
И к счастью, именно после моего третьего курса в 1968 г. Министерство культуры РСФСР объявило о начале работ по Своду памятников истории и культуры. И мною, совсем молодой студенткой (смешно сегодня вспоминать!?) была организована одна из первых экспедиций, куда входило четыре парня, мы отправились «в романтическую неизвестность» - в Вытегорский район Вологодской области. Что это было за время!? Молодость, наивное представление о том, что хотелось увидеть в старых книгах, а… в реальности все было иначе. Заброшенные деревни, покинутые дома, еще действующие и охраняемые бабушками деревянные часовни на местных кладбищах, захламленные и уничтожаемые на наших глазах церкви, их окна забитые большими иконами из иконостасов, бездорожье, пыль…. И удивительные северные люди. Именно они и помогали всю мою последующую жизнь переживать все невзгоды во время многочисленных экспедиций: отсутствие гостиниц, столовых, транспорта и просто еды...
Во время работы над дипломом, который стал результатом всех моих поездок на Русский Север, я пришла на консультацию к Б.В. Гнедовскому, который уже был известен в сфере реставрации деревянной архитектуры. А в начале 1974 года, уже после того, как, а я уже несколько лет как закончив институт, Борис Васильевич предложил мне работать в мастерской по реставрации памятников деревянного зодчества!!! И моя деятельность в ней продолжалась с момента ее возникновения и до 1986 года. Сегодня уже очевидно, что это был звездный период творческой мастерской, специализирующейся не столько на отдельно стоящих «деревяшках», сколько на музеях под открытым небом, о чем я писала ранее [1].
И глядя назад, становится очевидным, что эта мастерская и была нашей школой, где получали образование под руководством бессменного ее руководителя. Именно при нем территория обследованных и реставрируемых памятников была огромна: Архангельская, Вологодская, Иркутская, Кировская, Пермская, Ульяновская и другие области, изучался и Кавказский регион.
С самого начала прихода в мастерскую я работала над музеем деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском, а позже и музеем Вологодской области, которые стали реальным воплощением моих дипломных и последующих исследований памятников и жилых домов Русского Севера. Этот музей рассматривался в качестве экспериментальной базы для действенных форм адаптации культуры. Это не только охрана культурного наследия, презентация его образцов, но и включение их в современную жизнь. Важно распространять наследие, в восстановлении некоторых традиционных форм строительной и ремесленной культуры, ныне утерянной.
Последний вариант генерального плана музея был утвержден нами с Б.Г. в 1975 году. Начиная с этого времени, мною разрабатывались проекты секторов как самостоятельных «искусственных» моделей поселений. В тот же период началась работа над методическими принципами и научным обоснованием его формирования, которые затем легли в основу проектирования и строительства не только музеев, но и отдельных исторических поселений. На территорию в 75 га были перевезены более двадцати характерных типов жилых домов из разных историко-культурных регионов Архангельской области. В настоящее время в музее можно видеть более 120 памятников культового, хозяйственного назначения, малых форм и жилища.
Поэтому, отвечая на вопрос о самом ярком проекте по строительству или обустройству с использованием древесины, то конечно я говорю об этом музее. И не только потому, что я лично, в качестве главного архитектора проекта и со своими коллегами его проектировала и строила (хотя и по этому, что уж лукавить). А поскольку в нем заложена научная база исследования и анализа сооружений одной из огромных территорий России, исходя из её регионального своеобразия[2]. Позже это стало основой исследований и социокультурного проектирования не только сохранения, но и развития российских поселений, уникальных ландшафтов и духа места. Всё это можно обнаружить и в малых городах и в исторических центрах крупных, если изучать и сохранять культуру и идентичность населения.
Отвечая на вопрос: «Возможно ли создать /построить здание, отвечающий всем потребностям современного человека и при этом функционально не нарушающим природный баланс» говорю – да. Но это возможно, используя опыт предков, учитывая климат, в котором мы живем (а он как различен и бывает ой как жесток!), историю и самобытность и этничность населения, его культуру, сохранившиеся традиции (которые в 20 веке планомерно уничтожались), как основу поддержания наследия и ландшафтов. При этом не стоит забывать о тех модернизационных процессах, происходящих в мире. Мы живем в глобальном пространстве, в Интернет, в мировом рынке и пр. Но это не значит, что стоит забывать наши корни, кто были наши отцы (см. мои первые строки), которые таки влияют на наш собственный образ жизни. Наконец, нам всем дана возможность рефлексии и выбора. Можно продвигать то лучшее, что есть в своей родине (да, это не просто), а можно взять уже то, что создано кем-то и оно, несомненно, имеет успех и признание в мире. Но можно и или должно, понимая, где мы сегодня.
И рассуждая о том, какие направления/технологии наиболее перспективны в деревянном домостроении сегодня и какие из них могут выйти на первый план в будущем, отвечаю. Что только те из них, которые будут проверены временем, оно станет мерилом перспективности, а также важно признание населения. Конечно же, оно разное по своим стратификационным основаниям, по образованию, доходам и пр. Но постепенно вкусы людей меняются, взгляд на окружение, в сравнении с европейскими образцами, понимание того, что «там красиво, а у нас?» - срабатывает. Топ- архитекторы, привлекаемые пока только богатыми заказчиками, несомненно станут востребованы в исторических городах, центрах важных сельских мест, может быть и не сегодня, но уверена, что скоро. И предлагать в таких местах придется те технологии и образцы, которые соответствуют данной местности и корреспондируются с ней. В разных экспериментальных местах, в дачных или коттеджных поселках, жилище может иметь разные формы и технологические новости, но с оглядкой на региональное своеобразие местности и ландшафт. Сложная задача. Согласна.
А «Философия дерева», я же говорю о «Культуре дерева», что видимо, понимается в каком-то близком контексте, обсуждалась нами многократно как на конференциях, так и на семинарах. Последние годы это проводится 21 марта – Международный День дерева (ООН, 1971 г.). Сегодня леса занимают около трети территории земли, но их площадь неуклонно сокращается. Тема леса поднималась на Берлинском кинофестивале в 2011, где была представлена книга «Holy Wood». Ее послание авторы формулируют так: не мы обычно защищаем деревья - деревья защищают нас. Но и ее название не случайно. Помимо непосредственной связи с киноиндустрией применительно к данному мероприятию, подобное название - это полемика с американским Голливудом, чаще всего далекого от идей охраны природы.
«Суперзатратность, избыточность, экстравагантность, изобилие, богатства, «звезды» и…пластик, искусственность, поддельность. Этот современный символ рога изобилия использует все мифы нашего мира... При этом и он использует образ Дерева как основы жизни и энергии, что видно на примере одного из самых экономически успешных фильмов, «Аватара» Джеймса Кэмерона. Проект «Holy Wood» - попытка установления новых стандартов, как в реальной практике промышленного использования дерева, так и в его культурном освещении. В то время как Голливуд пытается завоевать мир, проект Holy wood стремится принести мир всем нам» [3]. И помимо «живой» инсталляции в берлинском парке «Holy Wood» предлагал несколько виртуальных лесных экскурсий по разным странам мира.
Сегодня, как никогда необходимо рассматривать «дерево, как предмет культуры», его роль в историческом и современном развитии разных стран. Многие исследователи, литературоведы, философы, искусствоведы и архитекторы и др. обращались к теме «дерева» по разным направлениям, анализировали ключевые концепты «дерева» в культуре и его культурологическое значение. И не случайно. Действительно, дерево жизни с одной стороны воплощает космическую сущность жизни, а с другой представляет структуру вселенной. Факт, что его крона находится в небе, а корни уходят глубоко в землю, позволяет понять его символичный смысл как органический синтез иерархии самой жизни. Но «культура дерева» - это широкий контекст и подходы к этому предмету необходимо рассматривать как части жизнедеятельности и особенностей населения страны. Представляется, что доступное, экологичное, энергоэффективное жилье из дерева могло бы стать также одной из важных тем, способной объединить деятельность многих разрозненных организаций на межведомственном уровне.
[1] «Воспоминания о юности в реставрации», «Музей», 2014, № 8, 56-62
[2] Ольга Севан. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология проектирования и современное состояние». М., 2012.
[3] Ludwig Berndl, Soren Harms, Jost Kaiser, Bruno Pischel, Cord Riechelmann. 2011 «Holy Wood», ENTEGA