8 июля состоялось заседание Правительственной комиссии по техническому регулированию, на котором был рассмотрен проект Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Об основных положениях технического регламента с докладом выступил заместитель министра регионального развития Российской Федерации С.И. Круглик.
Проект технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» разработан Минрегионом России во исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии с пунктом 2 Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. №1930-р.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент прошел публичное обсуждение.
За время публичного обсуждения было получено более 100 отзывов от юридических и физических лиц с замечаниями и предложениями по проекту документа, многие из которых положительным образом повлияли на доработку технического регламента.
Технический регламент согласован со всеми 10 Федеральными органами исполнительной власти, перечень которых определен Программой разработки технических регламентов.
Необходимо также отметить, что после подготовки технического регламента он прошел обсуждение на общественных площадках:
дважды - на Межотраслевом совете комитета по техническому регулированию РСПП;
на комитете по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ;
на Экспертном совете по градостроительной деятельности Комитета Государственной Думы Российской Федерации по строительству и земельным отношениям.
Обсуждение технического регламента было организовано в субъектах Российской Федерации.
Везде были получены положительные заключения по проекту технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».
Принятие данного технического регламента - это только первый шаг по реформированию системы технического нормирования в сфере градостроительной деятельности. Для того, чтобы иметь возможность реально пользоваться данным техническим регламентом - необходимо переработать 162 технических документа в различных сферах. Этот перечень касается только одного данного технического регламента. При этом необходимо понимать, что другие технические регламенты также потребуют переработки своего собственного объема технических документов. Это огромная работа, которую необходимо выполнить, и для этого необходимы немалые финансовые средства. В этой связи в ускоренном порядке должен быть решен вопрос выделения бюджетных средств, т.к. такая возможность предусмотрена Федеральным законом «О техническом регулировании», но на практике нет подзаконного акта или волевого решения, которые бы позволяли это сделать.
Каждый год в строительном секторе происходят различные техногенные катастрофы. Избежать полностью подобные события невозможно, но минимизировать риски - необходимо. Но когда случается подобное событие - судебная строительно-техническая экспертиза, как род судебных инженерно-технических экспертиз, играет решающую роль. Эта роль важна при следующих обстоятельствах - при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел о несчастных случаях, авариях и разрешениях в строительстве; при рассмотрении в судах общей юрисдикции и арбитражных судах гражданских споров о праве собственности на недвижимость, споров о разделе домовладений, споров о качестве и стоимости зданий, строений, сооружений, споров о стоимости выполненных строительных работ; в расследовании дел об административных правонарушениях, связанных с установлением правильности и правомерности строительства, эксплуатации строительных объектов. Сведения о деталях проведении строительно-технической экспертизы, а также иную информацию и отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно узнать тут www.sud-expertiza.ru.
О Техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений»
Проект технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» разработан Минрегионом России во исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии с пунктом 2 Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. №1930-р.
В качестве основы для разработки проекта технического регламента использовалась Директива 89/106 ЕС - основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции
В соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент прошел публичное обсуждение.
После подготовки технического регламента он прошел обсуждение на общественных площадках:
дважды - на Межотраслевом совете комитета по техническому регулированию РСПП;
на комитете по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ;
на Экспертном совете по градостроительной деятельности Комитета Государственной Думы Российской Федерации по строительству и земельным отношениям.
Везде были получены положительные заключения по проекту технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».
В проекте технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования является объект капитального строительства (здание, сооружение). Именно здание, сооружение, а не процессы изысканий, проектирования и строительства. И требования безопасности сформулированы применительно к зданию, сооружению.
Идентификация объекта технического регулирования проведена по трем признакам:
1) по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т.д.);
2) по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный) - от уровня ответственности зависят коэффициенты запаса, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ;
3) применительно к формам оценки соответствия - объекты разделены на три группы:
объекты с обязательной государственной экспертизой и надзором;
объекты без государственной экспертизы и надзора;
объекты индивидуального жилищного строительства.
Формы оценки соответствия подразделяются на 2 большие группы: государственные и негосударственные.
К государственным формам оценки соответствия относятся государственная экспертиза, государственный строительный надзор, приемка в эксплуатацию объектов, государственный эксплуатационный контроль, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию.
К негосударственным - негосударственная экспертиза, строительный контроль, авторский надзор, испытания, эксплуатационный контроль, заключение о соответствии.
Структура технического регламента соответствует требованиям Федерального закона «О техническом регулировании». Она включает в себя 3 основные части:
требования к безопасности зданий и сооружений;
требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции;
формы оценки соответствия.
Технический регламент устанавливает 6 видов безопасности строительной продукции,
1) механическая безопасность;
2) пожарная безопасность;
3) безопасность в сложных природных и техногенных условиях;
4) требования безопасных условий проживания (биологическая, химическая, радиационная безопасность);
5) требования безопасности пользования (электробезопасность, термобезопасность).
6) требования безопасного воздействия на окружающую среду.
Выполнение указанных требований безопасности применительно к конкретному зданию, сооружению позволит обеспечить его безопасность в целом.
При этом каждое из этих требований безопасности к продукции (может быть более детализированных) сформулировано во втором разделе проекта технического регламента применительно ко всем этапам жизненного цикла строительной продукции.
Особенностью строительной продукции является то, что элементы безопасности будущего здания или сооружения закладываются на всех стадиях от инженерных изысканий до вывода из эксплуатации. Поэтому в проекте технического регламента (раздел 2) все требования к безопасности зданий и сооружений прописаны применительно к каждому этапу жизненного цикла строительной продукции.
По сообщению Пресс-службы Минрегиона