Заседание президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию России прошло 4 марта 2014 года (Горки, Московская область). На мероприятии выступил Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень, президент группы компаний «Мортон» Александр Ручьёв и другие.
Д.Медведев:
Наша сегодняшняя встреча, заседание президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию, посвящена применению инновационных технологий в строительстве. Тема, безусловно, имеющая право на существование, как и другие, которые мы рассматривали, именно в силу важности самой строительной отрасли.
Четыре месяца назад образовано новое министерство – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Рассчитываю на то, что организационный период уже пройден и сейчас само ведомство может не только заниматься организацией основной деятельности, но и решением важнейших задач по инновационному развитию отрасли, по достижению тех целевых ориентиров, которые стоят перед отраслью.
За последние годы в России реализован ряд масштабных строительных проектов, в общем, понятные для нас большие стройки – это Универсиада в Казани, саммит АТЭС во Владивостоке, зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи. Всё это, в целом можно признать, – успешные проекты, которые продемонстрировали возможности нашего строительного комплекса.
Немало сделано было за последнее время и для развития отраслевой науки. Есть неплохие предложения по повышению энергоэффективности стройки, по применению композиционных материалов, различного рода современных конструкций, включая армированные.
Институты развития, в основном это ВЭБ и «Роснано», некоторые другие, также принимали в этом участие, вложили более 37 млрд рублей в различные проекты на разных стадиях – от научных исследований до разработок и создания современных производств. Есть отдельные инвестиционные проекты по модернизации строительных мощностей, но если говорить о массовом жилищном строительстве, за редким исключением ситуация пока, конечно, далека от идеальной.
Я не буду перечислять трудности, которые связаны с применением инноваций в отрасли, надеюсь, это сделает министр. Остановлюсь лишь на трёх позициях.
Первое – это, конечно, недостаточная согласованность действий основных участников самого инновационного цикла, я имею в виду всех, начиная, от государства, бизнеса, саморегулируемых организаций, институтов развития, отраслевых научных центров и образовательных центров. И вот здесь как раз Минстрой, собственно, и должен координировать этот процесс, учитывая, конечно, и ту «дорожную карту», которую мы недавно утвердили по соответствующим проблемам, – это совершенствование правого регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
Второе – это довольно такое распространённое и даже в известной степени объективное противоречие, которое возникает на различных этапах строительства. Инновации нередко предполагают большие расходы на этапе проектирования и строительства, и получение выгоды от эксплуатации в будущем, может быть, менее такое очевидное. У нас заказчик, конечно, хочет объект строить дешевле, это понятно, и вопросы качества всегда находятся в подчинённом положении. Кроме того, естественно, речь идёт об экономии на материалах, что в ряде случаев и абсолютно правильно, но тем не менее тоже создаёт определённый тренд. Управляющая компания хочет получить максимум при дальнейшем использовании построенного. Всё это создаёт то самое, может быть, объективное противоречие, которое касается ситуации в отрасли в целом. Поэтому инвестиции в такие решения должны предполагать и бо́льшую экологичность, и лучшую энергоэффективность, и лучшую износостойкость, но это требует денег, это мы тоже понимаем.
Чтобы вести эту работу на системной основе, необходимо актуализировать стратегию развития промышленности стройматериалов (она была принята в 2011 году), может быть, более точно описать механизмы, которые стимулируют применение инновационных технологий.
Третьей проблемой остаётся проблема нормативно-технической документации – это для нас вечная проблема. Хотя есть движение по целому ряду позиций, включая те же самые композиты, однако выпуск стандартов и свод правил, мягко говоря, скажем так, именно мягко говоря, не всегда успевает за развитием технологий.
Не первый год мы обсуждаем возможность более широкого применения европейских правил, так называемых еврокодов. Минстрой, Минпромторг совместно с национальными объединениями саморегулируемых организаций в строительстве должны обеспечить гармонизацию российских и европейских стандартов. Занимаемся, я ещё раз говорю, мы этим давно, и пока всё равно результата не достигли. До конца этого года планируется разработка порядка двух десятков национальных приложений к еврокодам. В целом процедуру рассмотрения и одобрения инновационных решений нужно сделать более открытой, более вменяемой, более понятной для всех инвесторов.
То, что я сказал сейчас, – это, конечно, не все проблемы. Надеюсь, что коллеги меня дополнят.
Представляем к вашему сведению новую альтернативу металлической арматуре, этот продукт плод новых технологий - Композитная арматура (также ее называют базальтовая арматура, пластиковая арматура, полимерная арматура), выполненная на основе стекловолокна и базальт-волокна. Технические характеристики позволяют применять ее в промышленно - гражданском строительстве и поверхностных слоях бетонной конструкции, для дорожного строительства при усилении мостов, ограждений в конструкциях работающих в условиях ускоренной коррозии стальной арматуры и бетона. (Причалы, сухие доки, укрепление набережной полосы путём бетонирования в конструкциях подвергаемых в процессе эксплуатации действию общей коррозии и динамическим нагрузкам). Также можно применять стекло-пластиковую арматуру, которая обладает уникальными свойствами.
• Малый уделенный вес (4-5 раз чем стальной).
• Химическая стойкость.
• Низкий тепло проводник.
• Диэлектрик.
• Не воспламеняемый материал.
• Не коррозийный материал.
• Высокая удельная прочность.
• Широкий диапазон рабочих температур, стойкость к ультрафиолетовому излучению.
Базальтовая арматура устойчива к накоплению грибков, плесени, на ней не образуется ржавчины, а цена материала привлекательная по сравнению со стальными изделиями. Ннизкий уровень теплопроводности - только в плюс..
• Первая группа химической устойчивости по ГОСТ 9.071-76 к минерализованной, морской, аммиачной воде; серной, соляной, фтористоводородной кислоте.
• Линейно-упругий характер зависимостей «нагрузка-деформация»
• Низкая теплопроводность.
• Модуль упругости при растяжении и изгибе не менее 40000МПа;
• Прочность при растяжении и изгибе не менее 1000МПа;
• Температура эксплуатации -70 градусов С +100 градусов.
По своим техническим качествам 8мм композитной арматуры заменяет 10 мм металлическую арматуру(!!!).
-
О перспективах производства в строительстве
Основным документом, определяющим перспективы производства строительных материалов, является принятая ранее Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года. Принятие документа было обусловлено необходимостью развития отечественной промышленности строительных материалов и обеспечения соответствия объёмов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу на внутреннем рынке, а также создания долговременных условий для преодоления технологического отставания отечественных предприятий строительных материалов от предприятий ведущих зарубежных компаний.
В рамках реализации Стратегии предусматривается ввод новых мощностей с созданием конкурентоспособных, экологически безопасных производств по выпуску инновационной продукции, развитие базы индустриального домостроения на условиях государственно-частного партнёрства, строительство машиностроительных предприятий по изготовлению оборудования для предприятий строительных материалов, изделий и конструкций, современных средств транспортировки строительных материалов.
В связи с образованием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ответственность за реализацию данного программного документа возложена на Минстрой.
Минстроем планируется проведение работы по актуализации Стратегии. При этом в целях создания экономических условий, в которых производитель и потребитель будут заинтересованы в производстве и применении инновационной продукции, необходимо разработать дополнительные меры, направленные на:
стимулирование использования инновационных технологий и материалов в строительстве и производстве строительных материалов;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации исследовательских, инженерных и технических кадров и осуществление научной деятельности в целях развития строительной отрасли;
повышение производительности труда в строительстве;
формирование информационной базы данных о передовых материалах и технологиях, применяемых в строительстве.
Процесс актуализации существующей нормативно-технической базы строительства находится в стадии завершения. Однако в основе актуализированных норм в значительной степени использованы прежние научные разработки и учтены лишь некоторые зарубежные новшества.
Задача разработчиков состоит в том, чтобы обеспечить должный уровень гармонизации разрабатываемых стандартов с международными и региональными стандартами с учётом возможностей и интересов производителей и потребителей такой продукции.
В этих целях проводится работа по созданию к 2015 году условий для применения в России комплекса еврокодов при проектировании и строительстве. К настоящему времени имеются профессионально выполненные переводы с английского на русский язык всех 58 частей еврокодов, которые в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Подготовлено 30 проектов национальных приложений к еврокодам, учитывающих территориальные особенности Российской Федерации.
Всего в период 2010–2013 годов в результате проделанной работы актуализировано, разработано и утверждено более 100 новых сводов правил, из них 78 актуализировано и 23 разработано заново. Разработано и утверждено также около 200 стандартов на строительные материалы, в том числе 153 межгосударственных стандарта.
В том числе разработана и реализуется Комплексная программа создания базы нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, стимулирующих применение композитных материалов.
В настоящее время в соответствии с этой программой приняты и введены в действие четыре стандарта и завершаются работы по четырём новым (в том числе: арматура композитная полимерная; изделия композитные на основе углеродных волокон для армирования конструкций; изделия профильные композитные полимерные для армирования строительных материалов и конструкций; конструкции полимерные композитные для пешеходных мостов и путепроводов, трубы водопропускные из полимерных композитов; методы определения физико-механических характеристик, характеристик долговечности и стойкости к агрессивным средам материалов и конструкций с применением таких профилей).
В этом году намечено подготовить ряд стандартов на геосинтетические материалы и методы их испытаний, в том числе для строительства тоннелей и подземных сооружений, для дренажных систем, для фундаментов, опор и земляных работ, для защиты от эрозии (береговая защита) и др.
Наряду с разработкой и внедрением необходимых стандартов и сводов правил Минстрой осуществляет процедуру подтверждения пригодности для применения в строительстве новых видов продукции, требования к которым полностью или частично отсутствуют в отечественных нормативных документах по проектированию и строительству, а также в стандартах на аналогичные виды продукции.
За последние три года за подтверждением пригодности инновационной продукции в целях ускорения процесса её внедрения в строительство обратилось более 200 организаций-разработчиков, производителей и поставщиков инновационной продукции.
Накопленный опыт формирования национальной нормативной базы учтён в проекте Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», процедура согласования и принятия которого находится в завершающей стадии.
Особое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в жилищном строительстве, в том числе малоэтажном.
В рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства реализуются пилотные проекты строительства энергоэффективных домов в 47 субъектах Российской Федерации.
Положительный опыт строительства энергоэффективных домов можно отметить в Алтайском и Ставропольских краях, Республике Дагестан, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан (началось строительство «умного» энергоэффективного города-спутника «Смарт Сити Казань», состоящего из нескольких энергоэффективных кварталов).
Использование современных передовых методов энергосбережения, таких как дополнительная тепловая изоляция фасадов, оконных и дверных проёмов, перекрытий, эффективных приборов освещения, автоматизации регулирования и учёта используемых ресурсов дало возможность существенно уменьшить потери. Применение альтернативных возобновляемых источников энергии (солнечные батареи и коллекторы, тепловые насосы, системы вентиляции с рекуперацией тепла) позволило снизить на 60–70% её потребление от внешних источников, что в свою очередь приведёт к реальному снижению на 30–40% платы населения за коммунальные услуги по сравнению с её величиной в домах, построенных по раннее применяемым проектам. Источник - government.ru