Жилищный и автомобильный вопрос для России актуален как никогда. И если все попытки решить жилищный вопрос для россиян остались безуспешными, то автомобильный рынок уверенно движется вверх, несмотря на не совсем позитивные прогнозы на развитие экономики страны.
В книге «Благосостояние для всех» Людвига Эрхарда , немецкого экономиста и государственного деятеля, автора реформы в послевоенной Германии (ФРГ) говорится в том числе и том, что «в основные хозяйственные права входит свобода каждого гражданина устраивать свою жизнь так, как это отвечает – в рамках его финансовых возможностей – его личным желаниям и представлениям».
Жилищная «несвобода» - главный камень преткновения для оценки благосостояния россиян. Кстати, в России самыми продуктивными годами решения жилищного вопроса были 1959 - 1962 гг., когда было введено в эксплуатацию 324 млн. кв. м жилья. «Хрущевское» массовое строительство локально решило «квартирный вопрос», но так и не смогло стать главным лекарством на все остальное время.
Тяжелые времена девяностых годов прошлого века, распад СССР, отмена планово-административных методов строительства и распределения жилья дало новый вкус остроты проблемы жилищного вопроса.
Хоть верить ей и нельзя в полной мере, но статистика свидетельствует о том, что за годы рыночных преобразований в России число семей, получивших жилье (улучшивших жилищные условия за счет государства) стало меньше с 1,3 млн. в 1990 г. до 151 тыс. - в 2005 г. Сегодня считается, что нуждаются в жилье около 5 млн. человек, но в реальной жизни эта цифра больше.
Специалисты по развитию рынка жилья советуют для оперативной оценки стоимости жилищных благ использовать «риэлтерскую» шкалу. По их мнению среднюю этажность жилых зданий следует увязывать с уровнем автомобилизации населения, а конструктивные типы жилых домов - с темпами жилищного строительства (международный стандарт 1 м2 /чел. год) и ожидаемыми объёмами грузоперевозок. В целом прогноз структуры квартирного фонда должен основываться на динамике качественного состава семей и роста их жилищной обеспеченности.
Кстати, Людвиг Эрхард считал, что несравненно более важным является необходимость «добиться умножения благосостояния путем экспансии хозяйства, чем рассчитывать на то, что это благосостояние может возникнуть в результате бесплодных споров об ином перераспределении национальной продукции».
Поэтому, может быть строительному рынку необходимо поучиться у автомобильного?
Простой пример корпорации Hyundai показывает, что великое дело может начаться даже с автомастерской. Онователь Hyundai Чон Чжу Ёна открыл собственное дело в 1939 году - это была автомастерская, которая в 1946 году стала называться Hyundai. Это интересно, но факт остается фактом - официальным датой рождения корпорации считается 25 мая 1947, когда появилась строительная компания Hyundai Civil Industries.
Сегодня легковые автомобили Hyundai далеко опередили АвтоВАЗ. Дилер Хендай в России всегда предложит новые модели. Посмотреть их можно в журнале корпорации.
«Hyundai Motor Company» (рус. Хёндэ́ Мотор Компани) в переводе «Современность» и она была основана в 1967 году.
И все-таки – для решения жилищного вопроса необходима сильная воля государства и знания – все эти предпосылки сейчас есть. Дело за немногим – не только провозгласить малоэтажное жилищное строительство важным, но и дать ему поддержку на всех уровнях. Семья, дом, машина – вот уровни благосостояния, к которым надо привести всю страну.
И тогда будут новые города, хорошие дороги – по ним поедут самые современные автомобили.