Стенограммная запись пресс-конференции Губернатора Кировской области Н.Ю.Белых

Печать

Стенограммная запись пресс-конференции Губернатора Кировской области Н.Ю.Белых 15 января 2010 года.

Уважаемые друзья!
Несмотря на некую пафосность и дату, я предлагаю пресс-конференцию провести в том же формате, что проходили и все предыдущие пресс-конференции, то есть – неформально, вопросы – ответы. Больше времени уделять не монологу, а ответам на вопросы.
Сегодня год со времени моего вступления в должность Губернатора Кировской области. Я сегодня не планирую оценивать свою работу- считаю, что это как раз прерогатива и ваша, и общества в целом. Я могу говорить о своей оценке работы Правительства Кировской области. Я ее оцениваю удовлетворительно. Это не означает, что на «тройку». Я считаю: или удовлетворительно, или неудовлетворительно. Я удовлетворен той работой, которая была проведена Правительством Кировской области в 2009 году. При этом надо четко понимать, что при подведении итогов оценки деятельности все-таки надо мыслить категориями скорее относительными, нежели абсолютными.
Невозможно говорить в формате: стало хорошо или стало плохо, можно говорить только - стало лучше, или стало хуже по отношению к какому-то предыдущему периоду. Поэтому если мы говорим о состоянии дорог, являются ли кировские дороги лучшими в мире,- нет, не являются. Стали ли они лучше, - да, стали. И так далее по разным направлениям. Об этом мы сегодня будем говорить.
Дальше. Мы на протяжении последних нескольких дней вели работу по некой оценке, актуализации и регистрации тех обещаний, которые были даны в разных форматах в 2009 году. Это происходило, в том числе, и в Интернете. Поступило небольшое количество поправок. Поэтому сегодня, сразу после пресс-конференции, полный список обещаний и тех поправок, которые поступили на электронный ящик, или какими-то другими путями, будут вывешены в Интернете. С указанием того, что в рамках обещаний сделано, в том числе со ссылками на нормативные документы, или на описание тех или иных событий.
У меня этот список есть. Просто я бы не очень хотел, чтоб мы общались в формате: а что сделано по обещанию № 76 и так далее. Но, если такие вопросы будут, постараюсь ответить.
При этом, я еще раз хочу подчеркнуть, то, о чем говорил ранее и о чем писал - что перечень обещаний не есть план работы.
Перечень обещаний в некоторых моментах пересекается и пересекается достаточно серьезно с теми планами, которые мы для себя ставили. Но план работы - это совершенно самостоятельный документ. Он состоит из текущих дел и разного рода проектов. Какие-то проекты озвучивались, какие-то не озвучивались, и не могут быть озвучены. Поскольку их популяризация до поры до времени может нанести ущерб этим проектам.
Я хочу, чтобы мы понимали, что ответ на эти обещания и расшифровка того, что сделано по этим обещаниям - не есть некий отчет о работе в целом. Это просто некая констатация того, что Правительство области и Губернатор в частности, во всяком случае, стараются фиксировать те обещания, которые были даны. Я имею в виду публичные обещания.
Вы видите, что обещания не 100% выполняются. Есть обещания, которые были выполнены в 2009 году. Есть обещания, цели и задачи, которые плавно перетекли на 2010 год. И есть обещания, по которым мы констатируем, что есть наша ошибка, есть и моя ошибка, что мы не смогли их выполнить, что не смогли реализовать поставленные задачи.
Далее. Что еще очень важное хотел сказать перед тем, как перейти к ответам на вопросы.
Я говорил при вступлении в должность год назад о том, что вижу для себя на 2009 год три первоочередных направления: это бюджет, стратегия и команда.
Здесь, как мне кажется, все более-менее понятно. Бюджет, как и предполагалось, несколько раз в течение года переделывался. Я считаю, что корректировки были сделаны профессионально. В рамках текущего исполнения бюджета мы сработали, условно говоря, на «пятерку». И завершение года показало, что все наши прогнозы были абсолютно точными.
Естественно будет отдельный отчет о бюджете, который будет приниматься в качестве закона на Законодательном Собрании. Поэтому останавливаться подробно не буду.
Что касается стратегии, мне кажется, излишних комментариев здесь тоже быть не должно. Работа со Стратегией велась в течение всего года. Корректировка Стратегии проходила в нескольких этапов. В декабре Стратегия была утверждена на заседании Правительства области и сейчас выносится на Законодательное собрание. Насколько я понимаю, на первом заседании Законодательного Собрании в 2010 году 28 января Стратегия должна пройти процедуру одобрения Законодательным Собранием. До этого времени Стратегия обсуждалась в формате комитетов, всех фракций, отдельных рабочих групп. Мне кажется, что на Законодательном Собрании Стратегия будет одобрена. Если будут вопросы по Стратегии, готов ответить, хотя мне кажется, в течение года мы говорили об этих вопросах достаточно подробно.
Команда. Эти вопросы часто поднимаются. При этом, формулировки диаметрально противоположные: от - Белых понавез непонятно кого, до – Белых никого не поменял. На самом деле, как показывает практика, истина лежит где-то посередине. У нас в составе Правительства 12 человек – членов Правительства. Из них 6 – новых. То есть половина.
Если говорить о следующем звене - о руководстве департаментов, здесь тоже большая часть руководства - главы, замы департаментов - в течение года поменялась. Я напомню, что поменялись руководители департаментов госсобственности, здравоохранения, культуры, социального развития, дорог, транспорта и связи, экономического развития, лесного хозяйства и ряда других органов исполнительной власти.
Не хотел бы говорить о количественных характеристиках. На мой взгляд, состав Правительства и команды в более широком смысле этого слова, - сбалансированный и достаточно компетентный для решения тех задач, которые поставлены перед Правительством области на 2010 год. Это не означает, что никаких изменений кадровых происходить не будет. Мы сами понимаем - ситуация может меняться и меняться достаточно динамично. Еще раз говорю: моя оценка - состав Правительства и состав руководства органов исполнительной власти достаточен для работы, и для работы достаточно эффективной.
Далее. Еще важный момент, за который меня в разных форматах критиковали и журналисты, и депутаты, и общественность.
Это достаточно жесткий публичный разбор того, что происходит в области. Это позиция абсолютно сознательная. Я считаю, что без правильного диагноза того, что происходит в экономике, социальной сфере, в обществе, в регионе, и в стране в целом, очень сложно говорить о каком-то внятном плане работ.
Поэтому, если говорить об экономических проблемах, то надо сказать, что главной проблемой Кировской области является низкая покупательная способность населения. Это тот показатель, по которому мы занимаем последнее место в ПФО. А именно - соотношение доходов населения и прожиточного минимума (стоимости жизни). По этому показателю мы действительно занимаем последнее место, хотя по отдельным составляющим этого показателя мы находимся где-то посередине. У нас не самые низкие доходы в ПФО, есть регионы, в которых доходы ниже. У нас не самый высокий прожиточный минимум, есть регионы, в которых прожиточный минимум выше, но соотношение у нас самое плохое. Примерно, понятно почему. Постараюсь прокомментировать, почему это происходит.
Те регионы, которые по уровню экономического развития, и как следствие, по уровню доходов, находятся на уровне Кировской области, или ниже, они имеют принципиально иные географические форматы. Когда мы говорим о Республиках Мордовия, Чувашия, Марий Эл, - это регионы, которые обладают совершенно иными масштабами по площади, совершенно иными проблемами, связанными с инфраструктурой. Вследствие этого, там давно и гораздо больше решены такие проблемы, как газификация. Соответственно составные части прожиточного минимума, которые являются результатом наличия или отсутствия этой инфраструктуры (допустим в ЖКХ, которое у нас является одним из самых дорогих, главная причина - низкий уровень газификации). Получилось так, что те регионы, которые рядом с нами, или даже хуже нас по экономическому развитию в плане доходов, обладают меньшей стоимостью потребительской корзины, меньшим прожиточным минимумом, и как следствие, покупательная способность в таких регионах оказывается выше.
Понятно, что это для нас не открытие. Может быть, мы не посвящали этому отдельные пресс-конференции. Понятно, что когда мы говорим о неэффективном, или о неблагоприятном соотношении доходов населения и прожиточного минимума, то надо работать над повышением доходов населения и снижением стоимости жизни.
Если говорить о стоимости жизни, то основными составными частями стоимости жизни являются такие показатели как стоимость продуктов питания и услуг ЖКХ. Что влияет на стоимость продуктов питания? Понятно, что мы не можем вырастить более дешевую рожь, пшеницу, свеклу, чем наши южные соседи.
Поэтому, объективных предпосылок для снижения стоимости продуктов в части себестоимости у нас нет. В тоже время, значительную часть при определении конечной стоимости товара играет конкуренция. Почему мы достаточно много, может быть, с точки зрения некоторых людей, излишне много, говорили о конкуренции, в том числе и главным образом на рынке продуктов питания, потому что конкуренция как раз и может снижать стоимость продуктов питания. Именно поэтому мы поощряли в 2009 году, и будем поощрять в 2010 году наличие максимальной конкуренции. И приход крупных операторов оптовой торговли, я имею виду компанию «Кеш энд Керри» и других ритейлеров.
Вторая часть - ЖКХ. Здесь тоже понятно. Принципиально изменить стоимость услуг ЖКХ в целом по области возможно, прежде всего, путем повышения уровня газификации. Именно поэтому много сил и времени было уделено решению вопросов газификации. Именно поэтому ставились задачи по работе и с Газпромом, и с Межрегионгазом. Именно поэтому одной из важных задач на 2010-2011 годы определяем вопросы, связанные с газификацией районов Кировской области, в частности, строительством газопровода Кирово-Чепецк-Барамзы, и другие направления.
Что касается повышения доходов. Повышение доходов населения в целом складывается из двух частей. Госсектор (бюджетники, социальные пенсионеры) и частный сектор.
Что касается доходов госсектора – это, как вы понимаете, палка о двух концах. Мы можем повысить доходы работников бюджетной сферы в целом, но это будет означать увеличение расходов бюджета и, соответственно сокращение, всего остального. Именно поэтому ключевое внимание мы уделяем, прежде всего, вопросам развития экономики рыночного сектора и, как следствие, повышению зарплат именно в этом секторе.
Что происходит в этом направлении? Понятно, что работа с инвесторами и вообще работа с предприятиями, может и должна осуществляться в двух направлениях. Первое и главное - создание условий (это, прежде всего, работа Губернатора и Правительства области), в которых бизнесу будет интересно и выгодно работать на территории Кировской области.
Второе – точечные шаги, связанные с приводом конкретного инвестора, на основании разного рода «заманиловок», чтобы он пришел и может быть не в самых лучших конкурентных условиях все-таки начал развивать бизнес на территории Кировской области. В чем разница этих направлений? В том, что одна часть – это текущая деятельность, вторая – проектная.
Я об этом скажу в конце, когда буду говорить о том, что не удалось сделать из тех мероприятий, которые мы планировали, их тех задач, которые перед собой ставили.
С точки зрения создания общих условий институционального характера, я считаю, что мы отработали достаточно неплохо. И с точки зрения законодательной, и налоговой базы, и с точки зрения неких управленческих действий, в том числе и открытости власти к общению и с бизнесом, и с обществом в различных форматах: и в рамках экономических советов, общественных палат, ТПП. Это все учитывается инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности региона.
Положительные моменты имеются. Если посмотреть оценки, которые делают разного рода рейтинговые агентства, они показывают, что это не осталось незамеченным. Я специально взял с собой последний журнал «Эксперт» 2009 года. Это одно из ключевых изданий, которые оценивают инвестиционную привлекательность регионов, которую они оценивают по двум направленям.
Первое – инвестиционный потенциал, второе - инвестиционная деятельность. Соответственно инвестиционную привлекательность региона оценивают как некую производную между этими двумя показателями.
Если по потенциалу мы поднялись на 1 ступень (с 54 до 53 места), понятно, что месторождений нефти у нас не обнаружено, трудовой потенциал за год тоже качественно не изменился. То по оценке инвестиционных рисков мы поднялись на 18 позиций (с 71-какого то места до 53). Если посмотреть за счет чего это произошло - за счет мер законодательного характера и за счет. То есть я считаю, что эту часть работы сделали неплохо, и эта работа ведется в нужном направлении.
Хуже обстоят дела в проектной части.
Работа с инвесторами, предприятиями ведется, но ведется бессистемно. Понимая это, мы приняли решение выйти на создание нашего Агентства по инвестициям. Потому что, как вы помните, мы в начале года 2009 года ликвидировали созданное в конце 2008 года Агентство инвестиционного развития. Мы ликвидировали не в силу того что оно, в принципе, не нужно, а потому что было много вопросов с формированием уставного капитала, в который были переданы акции предприятий, принадлежащие Кировской области, которые не имели, никакого отношения, собственно говоря, к инвестиционному развитию региона. Не были четко сформулированы цели и задачи, которые ставятся перед предприятием, не было бизнес-плана деятельности.
Сейчас эта работа подходит к своему завершению. Эта работа непосредственно по реализации проектов по работе с инвесторами.
Еще раз говорю, эта работа велась и ведется в сегодняшних условиях, ведется она, к сожалению, в рамках не проектной системы, а текущей деятельности, что всегда означает некую ущербность. Понятно, что у каждого из членов Правительства, руководителей органов исполнительной власти в рамках текущей деятельности такой объем работы, такой объем документооборота, рутины, что говорить о реализации каких-то новых проектов достаточно сложно.
В ходе встречи я постараюсь избежать обильного перечисления цифр. Эти цифры можно найти в Интернете, поднять в документах. Тем не менее, в информации, которая не является общедоступной, я на цифрах постараюсь остановиться.
Понятно, что одним из косвенных показателей привлекательности региона является некая заинтересованность потенциальных, неважно там, инвесторов, туристов, кого угодно. В том числе, эта заинтересованность проявляется в таких вещах, как запросы по ключевым словам в Интернете.
Просто скажу, что в 2009 году количество запросов по словам Киров, Кировская область, Вятка увеличилось с до 300 тыс. ежемесячно в 2008 году до 700 тыс. ежемесячно в 2009 году (почти в 2,5 раза). Количество публикаций об области в федеральных средствах массовой информации выросло на 60% (с 1460 до 2400). При этом мы говорим исключительно о бесплатных публикациях. Понятно, что есть материалы, которые проплачиваются в рамках работы департамента информационной работы. Это делалось в 2007, 2008 году. Надо сказать, что в 2009 году на все эти мероприятия было выделено средств на треть меньше, чем в 2008 году, а количество публикаций выросло на 60 %.
Еще раз подчеркиваю, я не хочу чтобы были дискуссии на тему: неужели инвестиционная привлекательность зависит от количества запросов в Яндексе. Нет, это просто один из многочисленнейших и далеко не самых главных критериев.
Опять же не буду останавливаться на таких вопросах как визиты в Кировскую область представителей высших органов власти и представителей других государств, здесь мне кажется, даже самые изголодавшиеся почувствовали некое насыщение. Хотя, опять же, не считаю, что это является каким-то ключевым показателем, но то, что это в конечном итоге свидетельствует о лучшем знакомстве по ситуации в Кировской области и что важное значение имеют государственные и межгосударственные отношения – это факт. Многие вопросы в сфере природных ресурсов, в сфере образования, в сфере культуры, других каких-то сфер после визитов или во время визитов соответствующих министров решаются значительно проще. Здесь не требуется отдельных комментариев.
Отдельные направления. Я буквально перечислю блоки, по которым я хотел бы построить сегодняшнее общение. Помимо общей инвестиционной привлекательности в приоритетах - инфраструктура региона, я имею ввиду дороги, я имею ввиду газификацию, я имею ввиду в том числе и социальную инфраструктуру: объекты культуры, объекты образования, объекты спорта. Готов по этим темам подробно говорить, но, как мне кажется, по каждому из направлений подробно говорили, что было сделано в 2009 г. и о планах на 2010 год.
О местном самоуправлении как блоке. Я считаю его действительно очень важным. Хотя вы знаете, что местное самоуправление не является элементом государственной власти, а самостоятельный орган власти, тем не менее взаимодействие здесь достаточно полное и здесь мы в 2009 году и впоследствии в 2010 г. делаем все, чтобы повышать активность и инициативу органов местного самоуправления. Мы идем навстречу органам местного самоуправления, когда они не формулируют свои пожелания в виде «дайте денег и ни о чем не спрашивайте». А если они предлагают проекты, где заранее предусматривают свое соучастие, говорят, что уже сделано, какие проблемы они планируют решить за счет денег областного бюджета.
Состав глав совершенно неоднородный. Есть территории с органами местного самоуправления, где работа поставлено правильно. Есть районы где по тем или иным причинам объективным и субъективным характер работы страдает. Не изменялась наша позиция: мы заинтересованы в инициативе органов местного самоуправления, чтобы органы местного самоуправления были как можно более самодостаточны и независимы – прежде всего, финансово – от области. Поэтому работа по передаче полномочий на уровень местного самоуправления были одной из главных тем 2009 года.
Транспортный налог, передача части сборов от акцизов, передача дорог на уровень местного самоуправления, поддержка самообложения и так и так далее.
О жилищно-коммунальном хозяйстве. Убежден: власть должна как можно дальше дистанцироваться от жилищно-коммунальных проблем, создавая, понятно, некие заделы на обеспечение вопросов безопасности и предотвращению непредвиденных ситуаций. Но в целом мы понимаем, что чем дальше, жилищно-коммунальное хозяйство становится успешным бизнесом, который вполне выгоден для работы частных операторов. Государство, в свою очередь, ответственно за обеспечение безопасности, предотвращение несчастных случаев, а также контроль тарифов. Наши задачи как раз найти тех партнеров, которые обладают достаточным уровнем и компетенции и компетентности и обладают необходимым объемом инвестиционных средств для решения тех задач, которые стоят перед жилищно-коммунальным хозяйством региона.
Для того, чтобы у нас с вами было понимание, когда мы с вами говорим о дорогах: для того, чтобы привести дороги Кировской области в нормальное состояние, нам нужно по средствам порядка 48 миллиардов рублей. Это для того, чтобы предотвратить вопросы о том, что вот уже год Губернатор, почему у нас до сих пор не стали замечательными дороги. Сразу этот вопрос не решить. У нас объем проблем в дорожном хозяйстве таков, что, чтобы его ликвидировать, нужно все поступления, которые приходят в бюджет за два года, направлять ни на зарплату бюджетникам, никуда больше, а только вкладывать в ремонт дорог. Конечно же, эта ситуация невозможна, поэтому мы в любом случае вынуждены расставлять некие приоритеты и идти в рамках этих приоритетов.
Для понимания – такая же ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве. Задача сделать из нынешней системы жилищно-коммунального хозяйства ту, какой она должна быть, как и любой процесс бизнес – планирования состоит из трех фаз. Первое – оценка ситуации такой, какая она есть, почему я и говорю о необходимости четкого понятного диагноза. Второй этап- определение ситуации, как должно быть, и собственно, третий этап - переход из ситуации «как есть» в ситуацию «как должно быть». Ситуация «как должно быть» в сфере жилищно-коммунального хозяйства по скромным оценкам требует порядка 62 миллиардов. Это просто для того, чтобы было понимание того объема проблем, с которым мы сталкиваемся, поэтому вопрос, связанный с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, повышением его эффективности – это вопрос многих лет и многих миллиардов. Поэтому, естественно, будут расставлены определенные приоритеты, естественно, будут определены те точки, где эта работа будет вестись в особом режиме. Но важно понимание того, что эта работа в любом случае не может быть сделана только с участием органов власти – нам в любом случае потребуются инвесторы, нам в любом случае потребуются затраты либо в формате тарифов, либо в формате бюджета. В итоге, мы понимаем, что в течение нескольких лет должны откуда-то эти 62 миллиарда взять. И даже если мы где-то их возьмем из другого источника, они должны быть каким-то образом компенсированы. Это я к тому, что жилищно-коммунальное хозяйство это всерьез и надолго.
Естественно, в рамках жилищно-коммунального хозяйства отдельным направлением идет работа по активному использованию альтернативных источников топлива. Это не просто дань некой моде, это, в общем, некая необходимая ситуация, потому что очевидно, что при всех наших амбициозных задачах, которые стоят по газификации, у нас есть территории, которые в ближайшее время не будут газифицированы ни при каких условиях, потому что газификация - это тоже бизнес. Если «Газпром» понимает, что надо вести газопровод-отвод за сотни километров, а там населенный пункт с численностью 44 человека, которые еще непонятно, будут платить или нет, то за этот бизнес он не возьмется никогда. Поэтому сейчас в рамках газификации наша задача, прежде всего, газифицировать те населенные пункты, те территории, где объективно есть некая экономическая жизнь, где есть платежеспособность. По другим территориям нужно смотреть альтернативные форматы, альтернативные, прежде всего, по отношению к газу, поэтому вопросы по альтернативным источникам для нас являются задачей очень важной. Это раз. Второе – это вопросы, естественно, экологии, переход от мазута к биотопливу это плюс для природной среды. И третье это вопрос развития нашей собственной промышленности, потому что и торфяная промышленность, и деревообработка, видите, здесь речь идет об отходах деревообработки, очень серьезно привязаны к вопросам потребления того, что, собственно, они производят.
Дальше. Наверно, еще отдельно остановлюсь на теме гражданской активности. Тоже не в силу своего славного прошлого, а потому, что абсолютно убежден в том, что единственным конкурентным преимуществом в наших условиях может быть человеческий ресурс, а эффективность ресурса зависит от его качества. И абсолютно убежден, что только в формате свободного, креативного, ответственного общества, не только понимающего свои права, но и осознающего свои обязанности, мы в состоянии ситуацию изменить. Поэтому я пытаюсь объяснить, почему достаточно много сил, времени в течение 2009 года было уделено вопросам правозащитной деятельности, Общественной палате, Уполномоченному по правам человека. И все эти многочисленные встречи с авторами открытых писем не просто потому, что губернатор сидит, ему нечем заняться, кроме как встретиться с кем-либо из протестующих.
Я считаю, что работу в формате такого рода мы должны поощрять, мы должны быть максимально открытыми, максимально подробно объяснять собственные взгляды, собственную позицию, и в первую очередь, если они носят непопулярный характер. Именно поэтому о введении нового транспортного налога, набившего уже оскомину, я продолжаю выступать, системно объясняя нашу позицию по этому поводу и готов продолжать и дальше, причем в любом формате – депутаты, митингующие, федеральные средства массовой информации. У меня есть позиция, но если кто-то готов привести контраргументы не на эмоциях, не на популистской тематике, а конструктивно – я готов их выслушать. Собственно говоря, на последней встрече с автомобилистами, которая была в конце прошлого года, был ряд тем обозначен, которые могут обсуждаться. Мы ждем, когда они их оформят, будем их изучать совместно с департаментом финансов, другими департаментами, смотреть, можем ли мы найти компромиссное решение. Именно поэтому, наверное, одна из особенностей нашей Стратегии развития до 2020 года, во всяком случае, в других стратегиях я этого не видел, в том, что тема гражданского общества выделена отдельно. Развитие гражданского общества лично для меня - это очень серьезный ресурс и потенциал социального и экономического развития.
И последнее направление, по которому готов вступить в диалог – безопасность. Мы тоже о теме безопасности говорим достаточно много в разных форматах. Здесь у нас ситуация по 2009 году обстоит достаточно неплохо, если сравнивать с 2008 годом. У нас сократилось число погибших в результате ДТП, у нас сократилось число убийств на бытовой почве, у нас сократилось количество утонувших на водах, и по другим параметрам все достаточно неплохо. Но здесь не склонен считать это только нашей заслугой, хотя, безусловно, по всем этим направлениям в течение всего года велась достаточно серьезная работа: и по безопасности на воде, и по противопожарной безопасности, по безопасности дорожного движения. Более того, многие вещи, касающиеся других направлений деятельности, так или иначе, связаны с этим вопросом. Когда мы говорим о безопасности дорожного движения, это напрямую связано с качеством дорог, поэтому когда мы говорим о наших приоритетах, то рассматриваем в том числе и те дороги, которые являются наиболее опасными с точки зрения ДТП по статистике за последние несколько лет. Это же касается совместной работы с Роспотребнадзором по пляжам, других направлений.
Отдельным вопросом в рамках безопасности стоит антиалкогольная компания. Тут, если хотите, я могу и сегодня посвятить этой теме часа четыре, но думаю, вы в основном в курсе всего что делалось.
И в завершение, теперь уже точно, моего монолога, собственно говоря, я бы обозначил три системных проблемы. Первое, я уже сказал, это недостаточное качество проектной работы. Мы научились, будем так говорить, смогли построить работу, на наш взгляд, достаточно эффективно в рамках текущей деятельности Правительства, а для реализации проектов институциональных решений, системных решений принято не было. На самом деле, это проблема всех регионов, у нас, к сожалению, эта проблема тоже есть, поэтому каждый проект, который возникает, делается в рамках аврала - будь то приезд Президента, Великорецкий крестный ход, приход инвесторов – все, срочно оргкомитет, работа, вырывание специалистов из департаментов для обеспечения деятельности того или иного процесса. Я очень надеюсь, что в 2010 году мы сможем именно проектные подходы реализовать. Собственно говоря, тот проект, который был мной реализован в конце весны по созданию собственного фонда поддержки инициатив Губернатора Кировской области, очень смешная получилась штука, потому что там один донор – это я. Но это тоже в значительной мере результат того, что проектная работа в общей системе координат власти осуществляется невозможно тяжело. Это связано с бюджетными, административно-организационными ограничениями. Вот обратилась команда КВН. Это достойное такое мероприятие, и денег требуется не так много, там 30-40 тысяч. Но в рамках существующей системы власти ее не решить – нужно внести поправки в бюджет, нужно проводить конкурсы, торги и так далее. Звонить кому-то, говорить: «Дорогой товарищ, давай ты за счет своего предприятия оплатишь инициативы молодежи» – не мой стиль. Поэтому пока вот решили таким образом, и я готов и дальше из собственных средств поддерживать процессы, которые носят такой более социальный, общественный характер. То есть, вот первая проблема - это низкая эффективность реализации проектов в результате целого комплекса причин.
Второе - это то, к чему вы здесь имеете непосредственное отношение, это сбой и плохое качество каналов обратной связи. Здесь редактора изданий присутствуют? Помните, мы собирались по этому поводу, говорили, давайте подумаем, как можно организовать обратную связь, определите любой формат. Я каждую субботу готов встречаться, разъяснять, что сделано за неделю, какие решения принимались, для чего это было сделано, отвечать на вопросы, потому что, честно говоря, качество того продукта, который выходит во вне, оставляет желать лучшего. Даже не по профессионализму подачи темы - мы не даем обществу понимания приоритетов, важности задач, которые стоят перед регионом, и впоследствии не имеем обратной связи. Поэтому тема каналов обратной связи на 2010 год является достаточно серьезной.
И третий момент, тоже вытекающий во многом из двух предыдущих, это то, с чего я начал – завышенные ожидания. Я, честно говоря, боялся этого момента изначально, если вы поднимете какие-то мои комментарии в начале 2009 года, я говорил, что больше всего я опасаюсь «эффекта Обамы», когда пришел новый человек, и у народа ощущение, что завтра мы должны проснуться в совершенно другом городе, совершенно другой области, а может быть, в совершенно другой стране. Это присуще очень многим людям, и когда этого не происходит по объективным причинам, возникает глубокое разочарование и как следствие - депрессия, с которой мы постоянно боремся. Поэтому сейчас очень важно в рамках информационной политики нашей совместной с вами, в рамках текущей деятельности не формировать завышенных ожиданий. Все-таки как-то приближать к реальности, даже если иногда это будет болезненно, будет сопровождаться нелицеприятными какими-то открытиями для самих себя. Это жизнь, и мы должны понимать, что очень редко лекарство бывает сладким, а операция - приятной. Поскольку мы говорим о том, что объективно ситуация тяжелая, и чтобы из этой ситуации выйти, требуются совместные усилия. Не выйдет вариант, когда общество сидит и ждет, пока власть все проблемы решит. Понимание совместных задач является главной стратегической задачей в 2010 году. На этом я завершу.
Ответы на вопросы
Радиостанция "Европа Плюс", Константин Андреев: Никита Юрьевич, Вы сами предложили неформальный формат общения и с некоторым испугом сказали, что не стоит прислушиваться к тем интервью, которые Вы давали в начале. Но конечно же мы послушали эти интервью…
Н.Ю. Белых: Мне казалось, что я говорил совершенно о другом. Получается, коллеги, мы даже в формате одной пресс-конференции не можем понять друг друга? Я говорил о том, что не стоит задавать вопросы, ответы на которые можно найти в аналитической информации, цифры, показатели – обо всем этом неоднократно информация распространялась в пресс-релизах, она есть в интернете. Конечно, может быть задан вопрос, какой процент недоимки, к примеру, у нас по акцизам на алкоголь. Я подниму эту цифру, но давайте все-таки будем задавать вопросы, ответы на которые нельзя найти в Интернете
Константин Андреев: Хорошо, ответ на этот вопрос я точно не найду в Интернете. Первой задачей вы видели налаживание взаимодействия с депутатским корпусом и гражданским обществом. А первой проблемой на 2009 год называли проблему безработицы. Скажите, пожалуйста, удалось ли вам наладить контакт с депутатским корпусом и обществом, и какую первую проблему на 2010 год Вы видите. Спасибо.
Н.Ю. Белых: Что касается депутатского корпуса. Мне кажется, что если даже существующий формат общения далек от идеала, а он точно далек от идеала, он принципиально отличается от того, что было раньше. На каждом законодательном собрании проходит правительственный час, по темам, которые определяют сами депутаты. Второе. Депутаты вовлечены во все группы, имеющие общественное значение – будь то Стратегия, будь то контроль за закупками. А дальше уже насильно мил не будешь, как говорится, была бы честь предложена. Я могу сказать, что есть очень активные депутаты, с которыми я встречаюсь чаще, чем с членами Правительства, которые ходят на все заседания, принимают участие во всех обсуждениях. Насколько это эффективно, сложно сказать, но я считаю, что мы свою задачу выполнили, мы их вовлекли. Но даже в этих условиях иногда эта система дает сбои. Как мне казалось, по антиалкогольной программе достаточно подробно я выступаю, идут выступления депутатов, все говорят «за», результаты голосования – «против». Бывает такое. Не стоит, думаю, по этому поводу особо расстраиваться, мы все равно остаемся партнерами и работаем вместе.
Что касается общественности – опять же, вам судить. Я считаю, что мы предложили все формы, которые теоретически могут существовать. Может есть какие-то экзотические, и то мы их прорабатываем, как к примеру, возможность отправить вопрос с платежного терминала. Опять же - наличие Общественной палаты, наличие многочисленных контактов и готовность к контактам с общественностью всех членов Правительства. В этой части, я считаю, что мы в 2009 году поработали достаточно хорошо.
Что касается безработицы. Здесь я могу сказать, что по вопросу реализации программ по снижению напряженности на рынке труда, и это оценка не наша, это оценка Роструда и Приволжского федерального округа, мы являемся одними из лидеров. Именно поэтому я руководил рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента России в ПФО по развитию рынка труда и занятости населения, именно поэтому у нас здесь проходило межрегиональное совещание под руководством главы Федеральной службы по труду и занятости Ю.В.Герция. Здесь опять же, с чем сравнивать. Сказать, что все стало значительно лучше – нет, но если бы эти программы не были реализованы, точно ситуация была бы гораздо хуже.
На следующий год, если говорить о задачах организационной системы, то я сказал уже – это работа проектная, работа по реализации нормальных каналов связи с обществом и направление такого стратегического характера – повышение доходов населения, улучшение качества жизни. Все это является нашими приоритетами.
Газета «Кировская правда», Андрей Аристов. У меня вопрос, который касается двух направлений работы власти – безопасности граждан и борьбы с коррупцией. Можете ли Вы оценить результаты борьбы со взяточничеством в рядах ГИБДД, в том числе по факту продажи водительских прав и техосмотров. Или это слишком узкий вопрос?
Н.Ю. Белых: Знаете, я только что, почему у нас и произошла задержка на 10 минут, вернулся с расширенной коллегии УВД по итогам 2009 года, где, в том числе, и этот вопрос поднимался. Если смотреть милицейскую отчетность, то у нас идет сокращение коррупции, налоговых преступлений. Отражает ли это реальную действительность, сказать очень сложно. На мой взгляд, нет. Но вот, к сожалению, коррупция – это такое явление, которое очень сложно оценить. Формально показатель того, что фиксируют правоохранительные органы, свидетельствует о положительной динамике. Если говорить об ощущении людей, то они носят такой, как правило, запаздывающий характер. То есть если завтра вдруг удастся искоренить коррупцию одномоментно, то еще года четыре главной проблемой народ будет считать именно коррупцию. Это общая житейская проблема, она не касается отдельного региона или отдельной страны. Поэтому я бы так сказал сдержанно очень: в части борьбы с коррупцией я считаю, что мы системно направление выбрали правильно. Наше направление, которое, надеюсь, всеми понимается - это максимальная открытость. Коррупция невозможна при полной прозрачности, открытости, гласности и доступности информации. Именно поэтому мы говорим – интересует то, что происходит с госзакупками? – создаем общественный совет, приглашаем туда представителей общественности, депутатов, которые, честно говоря, мешают в работе, создают определенные неудобства департаменту госзакупок, но, тем не менее, с точки зрения прозрачности и честности все становится более понятным. А чтобы говорить о результатах, надо понять, какими критериями мы меряем. Есть определенный цифровой материал, но я, честно говоря, отношусь к этому скептически. Надо предложить другую систему координат. Если вы ее предложите, я готов это с вами обсудить.
Телекомпания "33 канал", Елена Рогозина: Никита Юрьевич, могли бы Вы назвать те задачи, которые не удалось выполнить в этом году, в том числе из-за проблем с проектной работой, и второй вопрос – вы обещали направить письма крупным бизнесменам с предложением прописать предприятия у нас в области. есть какие-то ответы?
Н.Ю. Белых: Не предприятия. Прописать предприятия невозможно. Есть законодательство, которое очень четко определяет, что такое юридическая регистрация предприятия. То есть, прописать «Норильский никель» в Омутнинске невозможно. Надо, чтобы основные средства находились по месту регистрации и так далее. Я говорил о физической регистрации налогового резидента на территории области.
Значит, ситуация такая. На большинство писем я ответы получил. На некоторые письма ответы были положительные. Но вот это как раз к вопросу проектной работы – выяснилось, что мы к этому не готовы. Были ответы такие – «да, дайте подробную информацию, что для этого нужно», или «да, но при условии…» и дальше прописаны условия. Это же не письма в духе: «Выезжаю. Жди. Твой суслик» (смеется). Выяснилось, что в рамках текущей деятельности мы этого сделать не можем. Поэтому одной из задач инвестиционного агентства, которое будет создано, будет проработка взаимодействия с этими лицами. Есть порядка 3-4 положительных ответов. Что касается других, то опять же, если вы посмотрите комментарии, которые я по этому поводу давал, я говорил прямо: у меня не было никаких иллюзий по поводу того, что все ломанутся в Кировскую область. Кто-то пишет вполне разумное объяснение, как например, Дмитрий Мазепин: «Поскольку бизнес «Уралхима» расположен на территории трех субъектов Федерации - Московской области, Пермского края и Кировской области, то моя прописка в одном из этих регионов означает, по сути, дискриминационные меры в отношении других филиалов компании». Еще раз говорю, некоторые ответили в режиме позитивном, но в 2009 году эту работу провести мы не смогли. Мы что сделали. Мы нашли двух предпринимателей, не очень крупный. Их совокупный годовой НДФЛ около миллионов 30 на двоих. Мы их прописали в декабре в Верхнекамском районе. Посмотрим, что получится, как они сдадут налоговую декларацию. Еще раз говорю, мы эту работу ведем, перед инвестиционным агентством в 2010 году будет поставлена такая задача.
Телекомпания "33 канал", Елена Рогозина: Какие задачи Вам, Никита Юрьевич, решить не удалось?
Н.Ю. Белых: Не удалось на самом деле сделать много мелких локальных вещей, но я считаю, относительно незначительных Тут проблема не в, допустим, саботаже, а в отсутствии системы работы по проектам.
Например, Дом Витберга, Ротонда. Мы договорились, что купол Ротонды надо покрыть. И дальше началось… Покрытие лежит, а кто этим должен заниматься, объект федеральный, собственность муниципальная…Александр Александрович Галицких попробовал туда, сюда… Ротонда есть? Есть. Купол надо? Надо. Медь есть? Есть.
Меня это пугает. Система показывает свою несостоятельность для реализации проектов - в силу разных причин: особых условий, ведомственности, спонсорства и т.д. И проблема не в том, что мы не пытались решать эти вопросы. Частично этим занимался я, частично мой заместитель Александр Александрович Галицких. Часть памятников имеет федеральное значение, и прежде чем решать вопросы по ним, надо выходить на федеральные структуры. Эти примеры как раз иллюстрируют то, что я уже говорил – показывает свою несостоятельность система. Для решения этих вопросов нужны горизонтальные структуры, межведомственные.
Если говорить не о мелких, а концептуальных вопросах, то возникает следующее. Даже с теми же предпринимателями. То, что мы в декабре прописали, это происходило примерно вот так - я стучал кулаком по стулу и кричал, что если не пропишем, то всех уволю. Понятно, что я не могу каждый проект лично доводить до конца. То есть всё произошло не благодаря чему-то, а вопреки.
Процесс, который естественным путем не шел. Я не могу каждый проект лично доводить до конца.
Газета «Вперед» (г.Кирово-Чепецк), Светлана Патрикеева: В Кирово-Чепецке на заводе минеральных удобрений работает новая установка водоподготовки в 71 цехе. Очень значимый экологический проект. Собираетесь ли Вы посетить презентацию этой установки? Интересно ли Вам самому лично посмотреть?
Н.Ю.Белых: О проекте, конечно, знаю. Он презентовался и на федеральном уровне компанией «Уралхим». Понятно, что экология – вопрос для нас очень важный, и то, что это шаг в правильном направлении подтверждаем и готовы поддерживать и продвигать. Поэтому я буду принимать участие в презентации.
Газета «Прецедент», Юлия Шевцова: Первый вопрос общий – когда возникла идея составлятьь список обещаний. Вообще Вам спасибо огромное за эту пресс-конференцию, потому что сейчас не часто видишь руководителей власти, которые открыто отвечают за свои слова.
Вообще, когда возникла идея составлять перечень обещаний? Кто этим занимался - сами лично или кто этим занимался?
Н.Ю. Белых: Дело в том, что я противник упреков безосновательных. Я разделяю мнение, что претензии к власти могут и должны быть. Только давайте четко выделять те вещи, которые касаются позиции «В целом все козлы» - от обоснованных упреков, что Вы нам обещали и не сделали. Идея фиксировать обещания возникла сразу. Раньше этим занималась Анна Борисовна Солодуха. А в последнее время Борис Геннадьевич Веснин. А список складывался из многих вещей - протоколов совещаний, стенограмм, поездок в районы области, из выступлений на различных площадках.
Ю.Шевцова: Второй вопрос. Вы отметили в начале пресс-конференции, что у Вас есть приоритеты и поставленные задачи, среди которых есть и невыполненные. Какие у Вас были ошибки, свои собственные?
Н.Ю. Белых: Ошибочность может быть не содержательной, а в самой постановке вопроса. Я втянулся в дискуссию - надо ли делить полномочия губернатора. Я сказал, что считаю целесообразным разделить функции губернатора и председателя правительства области, потому что видел много примеров, когда такая схема работала и работала хорошо. Я говорил о том, что губернатор может брать на себя функции представительского характера, оставляя хозяйственную деятельность за правительством. Это была моя ошибка. Ведь изменение структуры управления – точно не самоцель, а лишь инструмент повышения эффективности управления. Но на сегодня я не считаю такое разделение целесообразным, потому что многие процессы реализуются в режиме ручного управления. Но это не значит, что к этой теме мы никогда не вернемся.
Газета «Кировская правда», Юрий Беляев: В Кировской области за то время, как я работаю в СМИ, сменилось 5 глав. И вот какое-то странное состояние. Они покидают пост и исчезают словно «ежики в тумане». Вы каким-то образом пересекаетесь с ними, советуетесь или предпочитаете шишки набить самому? Это первый вопрос.
Н.Ю.Белых: Что касается вашего мнения о предыдущих главах администрации, я не соглашусь. Ни о ком не хочу говорить плохо. Сбои, конечно, бывают, но они происходят в силу каких-то объективных причин. С Николаем Ивановичем Шаклеиным как членом Совета Федерации в регулярном режиме общаемся, решаем вопросы. Контакт с ним плотный и продуктивный. Например, по проблемам газификации области. И работой Николая Ивановича, как члена Совета Федерации, я удовлетворен.
Если вы помните, я в прошлом году пытался регулярно проводить встречи с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы. Первоначально эти встречи планировалось сделать ежемесячными. Но как показала практика, такое регулярное общение не является необходимым. Мы от этой практики отказались. Сейчас работаем точечно и с депутатами Государственной Думы и с членами Совета Федерации. Я сейчас, к стати говоря, анализирую плюсы и минусы этой работы в течение года, планирую в конце января в начале феврале снова всех собрать.
Что касается других руководителей, то я общался с Бакатиным накануне сдачи театра кукол, пригласил его, но он приехать не смог по состоянию здоровья. Но думаю в первом полугодии 2010 года мы обязательно встретимся.
С Сергеенковым мы пересекаемся, но глобальных вопросов не обсуждаем.
В принципе, с опытными людьми, много сделавшими для Кировской области мы общаемся. Работаем по отдельным направлениям, например, по вопросам здравоохранения. Я общался с Русяевым, Шулятьевым и остановились на том, что возродим совет старейшин при Депздраве, в который войдут авторитетные, уважаемые люди. Мы готовы обсуждать проблемные вопросы отрасли. Конечно, могут быть отдельные расхождения, но я считаю, что они возникают из-за отсутствия информации. Думаю, что до конца января вопрос по созданию Совета мы решим. Уже есть предполагаемая повестка. Планируем обсудить вопросы политики департамента здравоохранения, вопросы финансирования отрасли, а также приоритетные задачи и проблемы по обеспечению медицинскими кадрами сельской местности, если не ошибаюсь.
Отмечу, что Совет – это совещательный орган, субъективно-коммуникативный.
Ю.Беляев: Второй вопрос: Почему Ваша диссертация посвящена Вятлагу, а не экономике Кировской области?
Н.Ю.Белых: Что касается диссертаций. Дело в том, что у меня 2 диссертации. Одна экономическая, другая – историческая. Экономическую как раз по экономике Кировской области я защитил три месяца назад. Просто, поскольку известно, что всех чиновников, которые не являются штатными сотрудниками научных институтов и не являются преподавателями, ВАК вызывает и с особым пристрастием расспрашивает, я сижу жду, когда ВАК меня вызовет. Историческую пишу и дай бог к концу 2010 года закончу.
Кто-то слышал об одной диссертации, кто-то о другой… Две диссертации, записали? (смех) Тема Вятлага, собственно, тоже экономическая, но больше относится к истории.
Ю.Беляев: Историческая про Вятлаг, про лагеря и к слову сказать, что в этом году с детскими лагерями?
Н.Ю.Белых: Функции по обеспечению детского оздоровительного отдыха в этом году перешли от федерации к регионам. Этот вопрос требует порядка 150 млн. рублей. Сейчас мы вынуждены создать под эту задачу отдельное подразделение, которое будет заниматься лагерями. Когда вопрос будет решен – проведем отдельную пресс-конференцию. Формально это будет выглядеть как увеличение штатной численности госслужащих. Вы знаете, что я против этого. Но когда регионам передаются федеральные функции, не принимать новых людей невозможно. Я всячески этому сопротивлялся, пытался там что-то создать из существующих департаментов: департамента образования, социальной работы. Плюс возможно на это же управление мы заведем еще ряд функций, которые есть сейчас у А.А. Галицких.
Журнал «Вятский промышленник», Дарья Лаптева: Вначале позвольте Вас поздравить, Никита Юрьевич с годовщиной, позвольте презентовать Вам первый номер нашего журнала. Вот идет борьба с «серыми зарплатами». Планируется создание специальных комиссий и т.д. Вы не считаете, что это может привести к росту коррупции, когда предприниматели будут откупаться от проверяющих?
Н.Ю. Белых: Знаете, есть такое понятие как коррупционная емкость? Я как раз считаю, что тема «серых зарплат» не очень емкая в этом плане. Основные налогоплательщики – это все-таки маленькие предприятия, их много. Крупные предприятия, уже в общем-то давно перешел на «белую» зарплату, понимая, что им никуда не деться. Поэтому те, кто мог бы там действительно сформулировать некие предложения, от которых чиновник не смог бы отказаться, они здесь не являются интересантами. Что должен предложить ЧПшник дядя Вася человеку в ранге главы района, департамента или зампреду правительства? Честно говоря, есть у меня сомнения, что банальная оценка рисков и проблем, которые чиновник наживает здесь никоим образом не соизмерима с потенциальной выгодой.
Телекомпания "СТС-9 канал", Евгения Демина: Вы хотели держать ситуацию под контролем по ДТП на Комсомольской. Что было сделано Вами? Как Вы оцениваете результаты?
Н.Ю.Белых: Результатами не удовлетворен. Сейчас сам разбираюсь, почему так произошло. Мы отдельно по этому поводу ситуацию прокомментируем.
Журнал «Т-Д-Т», Вадим Комков: Никита Юрьевич, задачей любого политического деятеля является консолидация местных политических и экономических элит. Удалось ли Вам это сделать, на ваш взгляд, и ощущаете ли Вы противодействие?
Н.Ю. Белых: Я не склонен оперировать терминами политические элиты. Я вообще-то ушел из политики потому, что ее у нас нет. Коллеги, я вижу функцию руководителя региона как административно-хозяйственную, кадровую. Задача губернатора не в том, чтобы консолидировать, а в том, чтобы выстроить понятную устойчивую систему взаимоотношений. Это сделано. Я считаю, что с одной стороны - ни одному предпринимателю, ни одному предприятию не предоставлено никаких преференций относительно других. С другой – вы со всеми разговариваем и на общих основаниях пытаемся помогать. А вообще единство элит, власти и бизнеса можно оценить только в критический момент. Доживем до выборов – посмотрим. Сейчас-то что? Могу сказать, что власть и бизнес у нас отделены друг от друга. И в этом, как мне кажется залог устойчивой системы.
Интернет-портал «Инвестор.Киров.ру», Василий Юмшанов: Как реализуется проект российского предпринимателя Александра Лебедева в Кировской области?
Н.Ю.Белых. Наша задача заключалась в том, чтобы предложить рынку и общественности вариант малоэтажного домостроения, по своим технологическим (т.е. по конструктивным), по экономическим (т.е. по стоимости), по организационно-финансовым (т.е. механизмы ипотечные, рассрочки и так далее) привлекательный для населения. Почему нет? Кто это будет строить? Лебедев, Иванов, Петров, Сидоров – не важно.
Группа такая была создана, она предложила свой вариант. Это был ноябрь-декабрь. Ее вариант был раскритикован в силу того, что он, условно говоря, по одному – двум параметрам из десяти не соответствовал. Стоимость этого жилья не отличалась от той, что на рынке и так есть без всяких усилий. Предложение организаторов: а давайте снизим стоимость путем финансирования бюджетом некой инфраструктуры, как по этому поселку, - нами было отвергнуто.
Дело в том, что такого рода поселки - их по стране достаточно много - заявляются как поселки с дешевым и комфортным жильем. Потом выясняется, что они ничуть не лучше. Регион, который этот поселок строил, профинансировал землю, канализацию, энергетику. Потом поставили просто коробки и так далее.
Рабочая группа сначала хотела предложить то же самое: давайте мы снизим стоимость за счет бюджета. Мы отказались. Они сейчас снова работают. Мы планируем приезд в конце января – феврале директора Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию. До его приезда мы должны в правительстве этот проект согласовать. Поэтому эта работа ведется, и я абсолютно уверен, что до конца первого квартала окончательная модель будет определена. А дальше - кто будет непосредственно строить, кто будет производить дома – все это будет определяться уже на основе конкурса.
Журнал «Деловая Вятка», Евгения Рябова: В начале 2009 года вы говорили о том, что население региона не совсем реально оценивает экономическую ситуацию, происходящие вокруг события. Никита Юрьевич, и мой вопрос: изменилось ли ваше мнение с тех пор и что для вас являлось неожиданным в вятском менталитете, общении и в быте?
Н.Ю. Белых При словах «особенности быта» возникает ассоциация: лапти, печки…(смеется) Эта тема у меня является активно обсуждаемой в разных форматах. С одним из руководителей органов власти, недавно приехавшим из Чувашии, недавно обсуждали этот вопрос. Он, мне кажется, очень грамотно подметил: самое интересное - что у вятских людей IQ выше, но желания работать нет. То есть профессиональные качества отличные, но вот что-либо делать, менять не хочется. Мне кажется, это во многом совпадает с моей оценкой - у меня никогда не было каких-то негативных высказываний, даже мыслей таких по поводу умственных качеств жителей Вятки. Как раз уровень интеллекта в вятском крае выше даже, чем в среднем по России. Речь о другом - о некой, как писал Л.Н. Гумилев, пассионарности, то есть о желании что-то вообще преобразовывать. Пассионарное состояние – это состояние, когда инстинкт развития начинает преобладать над инстинктом самосохранения. Собственно говоря, все великие достижения осуществляются пассионарными людьми, народами, конфессиями.
Вот с пассионарностью у нас проблема. Но то, что мы об этом говорим - уже плюс.
Газета "Бизнес-новости", Мария Петухова: У меня вопрос – а как вы собираетесь менять менталитет? Ваши встречи с оппозиционерами – точечные. Но вот, например, живет в какой-нибудь деревне дядя Вася, ругает власть за то, что жизнь у него не изменилась…
Н.Ю. Белых: Во-первых, проблема недостаточной пассионарности характерна для России в целом. Мне кажется, бороться с этим можно несколькими путями. Первое – это системность в действиях руководства. Системность и последовательность, потому что у меня складывается ощущение, что у очень многих, причем не только у общества в целом, но и у элит, до сих пор есть ощущение, что то, что я делаю, является элементом какой-то кампанейщины. У них пока не укладывается в голове, что продажа Лексуса, собственное финансирование каких-нибудь проектов, отказ от чего-то, что все это – не кампанейщина. А наоборот - система. Мне действительно ничего от этой элиты не надо ни в данный момент, ни вообще. И те шаги, которые я предпринимаю, последовательны, - потому что это для меня естественно, а не потому что мне захотелось, чтобы в этот момент про это кто-то в газете написал.
Это ж знаете, когда садишься на гречневую диету, организм первые несколько дней думает, что это прикол такой. Что скоро снова вкусно накормят. И только потом, спустя несколько дней, начинает понимать, что все серьезно. Здесь ситуация будет точно так же развиваться. Пока есть ощущение того, что «барин позабавится и бросит». Когда это ощущение пройдет, тогда ментальный сдвиг будет возможен.

ГРЕЧНЕВАЯ ДИЕТА

Второе. Это наша совместная работа с вами. Потому что очень важно, какую информацию дядя Вася получает. Если главное впечатление о работе власти у него складывается по информациям о гей-параде – это одно. Если он будет представлять на основе наших с вами совместных действий некую системность по улучшению его, дяди Васиной жизни, - это другое.
М.Петухова: У меня еще второй вопрос – удалось ли достучаться до собственников «Молота» и есть ли на предприятии антикризисная программа?
Н.Ю.Белых: Сейчас у нас большой десант в Вятских Полянах находится - из консультантов, из наших сотрудников департамента экономического развития, промышленного развития, департамента финансов. И сегодня они должны программу сделать. Эта программа будет состоять из нескольких частей. Там есть вопросы, которые не имеют прямого отношения к заводу, скажем, проблемы по жизнеобеспечению города – как сделать его независимым от работы завода. Есть вопросы логистического характера, по вятскополянскому вокзалу.
Я знаю, что какие-то предложения уже подготовлены, и в выходные разберусь с ними.
Но проблема заключается не только в том, чтобы достучаться до руководства собственников завода – это как раз решаемо…
Для этого надо знать, что представляет собой собственник. Это госкорпорация, где десятки и сотни предприятий, и руководство корпорации не знает даже названия предприятий. Понятно, что для нас вопрос по Вятским Полянам – это вопрос жизни или смерти, а для них это далеко не первая и не ключевая проблема, не идущая в сравнение с проблемой Автоваза.
И дело не в руководителях – они как раз стремятся сделать лучше, просто сама система госкорпорации неправильная, неэффективная, за что и критиковал ее.
По поводу других предприятий, где все-таки меньше участие государства – там работа идёт. Тот же «Шинник» - у нынешних собственников и главных кредиторов я вижу стратегию. Я встречался с руководителем группы «Альфа» Михаилом Маратовичем Фридманом – у него есть понмание стратегии. Но проблема в том, что там еще несколько игроков, которые позиционируют себя как стратегические, однако можно предположить, что ставят перед собой несколько иные задачи. При этом вмешиваться в корпоративный конфликт мы не можем, но информацию, проблему обозначаем и пытаемся, в чем возможно, оказать содействие.
Газета «Кировец» (Кирово-Чепецк), Лариса Бажина: У меня такой вопрос, не испытываете ли вы давления со стороны местных представителей правящей партии, с которой приходится вам работать? Почему я спрашиваю – потому что до меня долетали сведения, что некоторые члены этой партии хотели вашего ухода…
Н.Ю.Белых. До меня такие сведения не долетали – корректно отвечу я. Что касается партий… Что мы вкладываем в слово партия? Если говорить о моих взаимоотношениях с Владимиром Александровичем Васильевым как руководителем региональной партии, то у нас хорошие рабочие отношения. У нас нет никаких конфликтов или непонимания во взаимоотношениях с президиумом кировской «Единой России». Есть рабочие вопросы – нельзя сказать, что мы со всем соглашаемся – но не было ни одной ситуации, чтобы мы вошли в какой-то конфликт.
Другое дело, что партия многолика, понятно, есть люди, которым я несимпатичен. Ну что… Как говорил один мой знакомый, я не червонец, чтоб всем нравится. Я сказал бы неправду, если бы заявил, что мы с «Единой Россией» живем душа в душу.
Но то, что есть на региональном уровне, подчеркиваю, носит рабочий характер, то есть мы по всем вопросам договариваемся, решаем их. Есть вопросы, которые решаются не в регионе, а в Москве. Понятно, что такое действие как устранение губернатора - это вопрос федерального уровня, который решается с учетом огромного количества факторов, и отношение ко мне отдельных представителей «Единой России» точно не является ключевым. Поэтому, исходя из этой системы, которую я по старой памяти немного понимаю и вижу, я считаю, что моя задача на ближайшие 4 года – работа на благо Кировской области.
Газета «Вести. Киров», Алексей Ульянов: Если у вас в 2010 году будет отпуск, где Вы будете отдыхать? В Кировской области?
Н.Ю.Белых. В Кировской области невозможно отдохнуть.
Реплика из зала. Найдут!
Н.Ю.Белых. Ну да. Это же не упрек Кировской области, что здесь невозможно отдохнуть. Еще давно, когда я в студенчестве занимался, понял - главное, чтобы весь мозг отдыхал. Мозг – устройство сложное, и оно может отдыхать только при наличии нескольких факторов. Отдохнуть можно находясь вдалеке. Нужно, чтобы было на уровне подсознания понимание: даже если позвонит самый-самый, то в течение двух суток не окажешься в Кировской области. Поэтому обычно я предпочитал уезжать куда-нибудь совсем далеко. Второй момент. Я должен этого отдыха хотеть не на уровне физической усталости, а на уровне: да, я хочу отдохнуть, собраться с мыслями. Пока этого нет.
-Никита Юрьевич, думаете ли Вы о том, чем вы будете заниматься через 4 года
Н.Ю.Белых. У меня есть договоренности с руководством страны, что я четко работаю отведенный мне срок. Я принимал обязательство, что в течение этого времени я не предпринимаю никаких действий, связанных с дальнейшим политическим обустройством. У меня нет никакого соблазна рассматривать губернаторство как некий трамплин для чего-то там. Я этой позиции придерживаюсь, и не только потому, что она правильная. Через четыре года мне будет 39 лет. У меня есть определенный бэкграунд, профессиональные качества, репутация, еще что-то. И этих факторов мне достаточно, чтобы не думать, чем заняться после ухода с поста губернатора. Поэтому ни о каких новых проектах, новых политических задачах я на данный момент не рассуждаю. Моя задача, повторяю: максимально полезно для области провести следующие четыре года.
Спасибо всем. Всего доброго.
http://www.ako.kirov.ru