Универсального секрета управления агломерациями нет!
На Московском урбанистическом форуме представили официальное исследование MUF 17 «Агломерации. Мир > Россия > Москва».
Московская агломерация — одна из крупнейших в мире по численности населения и самый влиятельный российский макрорегион. На MUF 2017 состоялась презентация масштабного исследования «Агломерации. Мир>Россия>Москва», проведенного по заказу Правительства Москвы. Его авторы проанализировали международный и российский опыт агломерационного развития и представили образцы лучших мировых практик, которые могли бы лежать в основе развития столичной агломерации.
В ходе презентации, которую провели руководитель проекта Григорий Мальцев, старший аналитик УК «Спутник» Александр Акишин и управляющий партнер компании «Новая Земля» Иван Курячий, выступающие постарались выявить место московской агломерации в ряду мировых агломераций. Презентацию провел президент Хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев.
Объекты исследования
Основой для исследования стали 300 крупнейших агломераций, отобранных Брукингсовским институтом по размеру экономики в 2014 году. На долю этих агломераций приходится 47% мирового ВВП, хотя живут в них всего 20% населения планеты. Из общего числа агломерации были отобраны 8 мировых агломераций — Токийская, Сеульская, Пекинская, Шанхайская, Лондонская, Нью-Йоркская, агломерация Буэнос-Айреса и Москвы. Эти агломерации лидируют по своеобразному индекс уэкономического потенциала, рассчитанному из трех компонентов: размера экономики агломерации (ВВП взятый по паритету покупательской способности), качества экономики и уровня экономического развития (ВВП на душу населения агломерации), а также показателя динамики экономики (среднегодовой темп роста ВВП на душу в агломерации за 2000-2014 годы).
Агломерация Москвы входит в тройку европейских экономических центров вместе с Лондоном и Парижем, а по своему “экономическому весу” занимает 11 место в мире и 10-е по объему экономики.
Основные тенденции в развитии мировых агломераций и мегарегионы
Участники исследователи определили общие черты, которые объединяют и малые мировые агломерации (Брисбен, Лион, Милан, Окленд) размерами от 1,5 до 5 млн человек, и крупнейшие полицентрические модели развития — Большой Токио, ВВП которого превышает ВВП Российской Федерации.
Агломерацией считается территория, в которой более 15% перемещаются в центр высокоплотных ядер. Все мировые агломерации имеют ядро, периферию, а также единый рынок труда, которые обеспечивает ежедневную маятниковую миграцию населения. Мировые агломерации финансово крайне независимы, а средний вес их вклада в ВВП страны довольно значителен.
Авторы исследования также выделили в общем ряду агломерации Китая — Шанхайскую и Пекинскую, которые фактически представляют собой выходящие за пределы агломерации Китая мегарегионы, численность населения которых превышает 100 млн человек.
Агломерация выходит за существующие административные границы
Административные границы часто не совпадают с границами агломерации. Некоторые страны, как , например, Франция, используют старые структуры административного устройства. При этом не учитываются плотность населения и реальная структура агломерации.
Исследователи привели пример метропольного города Милана, границы которого не совпадают с границами агломерации. Несмотря на то, что Италия шла по пути развития агломераций с начала 60-х годов, закон об образовании метропольных городов — особом опыте управления агломерации — был принят только в 1990 году, а первые метропольные города созданы лишь в 2014 году. Главная проблема, с которой сталкивается агломерация Милана, это отсутствие собственного бюджета. Самый богатый город Италии, важнейший транспортный хаб, по-прежнему зависит от Ломбардии — региона, в границах которого он находится.
Модель Сеула: активное развитие периферии
По мнению авторов исследования, опыт исследования Сеульской агломерации может быть крайне интересен для Москвы. Южнокорейская столичная агломерация состоит из трех частей — Сеула, окружающей его области Кенги и города Инчхон, которые в целом генерируют 49% южнокорейского ВВП.
В Сеуле идет упорная борьба с концентрацией ресурсов в ядре, совмещенный с технологическим обновлением и развитием периферии. Сегодня в Сеуле отказываются от централизованной модели управления и предоставляют больше полномочий властям на региональном уровне. Координация ведется только по транспортному вопросу. Все три региона, обособленные административно и бюджетно, начали самостоятельно разрабатывать и утверждать мастер-планы. Для реализации проектов создано 20 государственных корпораций
Система управления Сеульской агломерацией представляет собой идеально устроенную «матрешку», где глобальное видение, переносимое с национального уровня на региональный, уточняется и становится конкретными мерами на местах. Особенностью сеульской модели авторы исследования назвали также строгий статистический учет, который был начат за 2 года до начала функционировании агломерации — в 1979 году.
Токио: крупнейшая полицентрическая агломерация планеты
Токийская агломерация появилась с 1950 года, когда был создан Национальный столичный регион (территории в радиусе 100 км вокруг Токио). Сейчас в границы агломерации входит 8 префектур (в радиусе 200 км от столицы Японии).
Особенностью Токио является постоянно меняющийся план развития, его каждые 10 лет разрабатывает Министерство Земли, инфраструктуры, транспорт и туризма Японии. Макрорегион также имеет единый управляющий орган по транспортному планированию, который работает с 1968 года. Использование статических данных позволяет построить практически идеально работающий транспорт.
Приоритетом Токийской модели является развитие альтернативных центров агломерации (реальная полицентрическая модель). Так, новый альтернативный центр создавался в Йокогаме, начиная с 1965 года.
Токио постепенно отказывается от жесткого директивного управления: согласно плану 1999 года вводится политика кластерного зонирования, к мнению местных муниципалитетов в последние 15 лет стали больше прислушиваться. Высокотехнологичные кластеры, расположенные на территории всей агломерации, позволяют достичь синергетического эффекта. Реализацию проектов в макрорегионе осуществляет корпорация по развитию территорий Urban Renaissance Agency.
Агломерации западного полушария
В отличие от азиатских моделей в западных агломерациях нет сильного планирования на национальном уровне. Планы развития Большого Лондона представляют собой рамочный документ, а местные власти имеют больше возможностей и полномочий. Планированием Нью-Йоркскую агломерации занимается некоммерческая организация, структура от независимая муниципалитетов городов и штатов, которая предлагает лишь консультативные услуги.
Московская агломерация: мировой опыт и перспективы развития
По мнению выступившего на презентации руководителя городского программного центра по предпринимательству, МСП, местному развитию и туризму, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Рюдигера Аренда, главной проблемой московской агломерации является недостаточное взаимодействие города и Московской области. Необходимо существование структуры, которая могла бы координировать развитие двух муниципальных образований.
Авторы исследования выделили в столичной агломерации структуры, координирующие деятельность агломерации в целом. Это Координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и области, где председательствует министр транспорта РФ и Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области.
Московская агломерация, границы которой определены на основании данных сотовых операторов, накрывает всю границу Московской области и затрагивает ближайшие области. В агломерации ней проживает свыше 20 млн человек (13,9% населения страны), здесь сосредоточено более 25% экономики страны.
Московская агломерация очень центростремительна и напоминает больше агломерацию Сеула, чем Токио. В ней имеется 12 альтернативных ядер, которые вторичны по отношению к Москве.
Авторы сошлись во мнении, что единой успешной модели управления, которая работала бы во всех агломерациях, не существует. Основной проблемой московской агломерации исследователи назвали отсутствие качественной статистики на местном уровне. Для развития столичной агломерации необходимо собирать и публиковать статистические данные на регулярной основе.
Какой будет идеальная агломерация
По мнению авторов исследования, успешная практика агломерационного развития может быть только постоянной и систематической. Не существует обязательного рецепта управления агломерацией: эффективной может как строго директивная система, так и неформально договорная.
Второй вывод исследования: наряду с координационными советами исполнительной власти, эффективными институтами развития агломераций являются государственные, полугосударственные и частные корпорации.