Человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом - искусство выращивания растений всегда выступало в связи с другими видами искусства, а вертикальное озеленение использовалось для украшения интерьера и экстерьера зданий. Первым вариантом вертикального озеленения можно считать «висячие сады» Семирамиды – одно из семи чудес света.
Точное устройство этого вертикального сада неизвестно – возможно, растения высаживались на террасах здания. В новое время вертикальное озеленение использовалось в регулярных садовых композициях – в версальских садах «Короля-Солнца» можно было увидеть самые разнообразные вертикальные садовые конструкции - шпалеры, трельяжи, перголы, арки. В XVII-XIX веке лианы и ампельные растения проникли сначала в оранжереи, а затем и в более скромные зимние сады «среднего класса», где вертикальное озеленение стало украшением гостиных.
Но на протяжении длительного времени вертикальное озеленение представляло собой либо заросли ползучих растений, укорененных в земле и густо оплетающих поверхность, либо горизонтальные лотки, наполненные землей (или даже просто ряды горшков), установленные на вертикальной раме друг над другом.
Когда необходимо проявить оригинальное решение - то можно использовать шелкографию для создания необычных рисунков на обычных вещах. Для дома, семьи и работы. Шелкография на футболках часто используется для создания промофутболок с символикой компании. Можно использовать такие футболки и для создания семейного праздника. Трафаретная печать футболок обычно делается по синтетическим, хлопковым тканям - как по крою так и по готовым изделиям.
Причем для различных материалов полотна применяются разные краски: привычные пластизоливые, водные, светонакопительные, вспенивающиеся,светоотражающие и др.
По данным Википедии, если на ранней стадии своего развития, приблизительно до начала 1950-х годов, шелкография применялась преимущественно в промышленных и коммерческих целях, то сегодня она занимает одно из ведущих мест в ряду других методов создания визуального искусства.
В прошедшем столетии шелкотрафаретная печать получила значительное распространение и использование не только как способ изготовления копий в прикладном искусстве, промышленном дизайне, при создании факсимильных репродукций или в сфере большой полиграфии, но и как один из самодостаточных видов авторской печатной графики - эстампе, обладающей ярко выраженными качествами и возможностями собственного пластического языка. Сегодня шелкография входит в лексикон художников всех направлений, в различных видах (графике, живописи, скульптуре) и жанрах изобразительного искусства.
В ХХ веке к шелкографии обращались такие непохожие друг на друга мастера, как Вилли Баумейстер и Такесада Матсутани, Косуке Кимура и Тимур Новиков, Гарри Готлиб и Ричард Гамильтон, Марсель Дюшан и Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Фернан Леже, Джексон Поллок и Джаспер Джонс, Бен Шан и Рой Лихтенштейн, Вилл Барнет и Адольф Готлиб, Джим Дайн и Роберт Индиана, Клас Ольденбург и Том Вессельман, Роберт Мадеруэл и Джимми Эрнст, Стюарт Дэвис, Виктор Вазарели и многие другие.
Обычно такой вид шелкографии называется сериграфией. На русском языке история и специфика этого вида шелкографии подробно освещена в книгах А. Б. Парыгина «Шелкография как искусство» (2009) и «Искусство шелкографии. ХХ век» (2010).
Новая эра началась в конце ХХ века. Французский ботаник и дизайнер Патрик Бланк занимался исследованиями тропических дождевых лесов, черпая в них вдохновение для «вертикальных садов», или «зеленых стен». Знание ботаники помогает Бланку подбирать наиболее эффектные композиции из растений, хорошо уживающихся друг с другом. Полезным для Бланка оказался, например, тот факт, что в Малайзии 8 тыс. видов растений, из которых 2,5 тыс. растут без всякой почвы – на самых разнообразных поверхностях, а это означает богатейшие возможности для создания вертикальных садов.
В результате поисков и экспериментов Бланк разработал технологию, позволяющую создавать подлинные вертикальные сады на стенах зданий. Основа этого вида вертикального озеленения – металлическая рама, которая крепится на стене. На ней устанавливается каркас из пластика, на котором держатся тонкие высокопористые полиамидные пластины, по внешнему виду и фактуре напоминающие войлок. В него имплантируют семена, и в дальнейшем там же пускают корни растения. Как элемент внутреннего убранства музеев, выставочных залов, деловых центров, офисов и магазинов такое вертикальное озеленение оказалось востребованным товаром. Можно увидеть вертикальные сады и в частных домах.
В ходу разнообразные вертикальные газоны, цветочные композиции, когда на внешние или внутренние стены строений сажаются семена легких низкорослых растений – в результате чего получаются ковры газонных трав и цветов. Например, английские художники супруги Хизер Экройд и Дэн Харви с начала 1990-х годов для вертикального озеленения экспериментируют с самой обычной травой, создавая из нее инсталляции. Их первый проект вертикального озеленения «Другая сторона» появился в средневековой деревне на севере Италии – художники засадили семенами стену брошенной лачуги. Среди работ Экройд и Харви – внутреннее убранство церкви в Лондоне, озеленение мавзолея на кладбище в Риге, плавающий в озере газон в Швейцарии, стена театра в Цюрихе.
Сегодня в Европе уже появились в продаже отдельные части конструкций и пособия по созданию несложных «зеленых стен» в домашних условиях. Такие готовые конструкции для оригинального вертикального озеленения могут применяться как на открытых, так и в закрытых окнах, в помещениях и на загородных объектах.
Новейшие технологии вертикального озеленения запатентованы и в России. В частности, один из оригинальных способов вертикального озеленения предлагает компания RaStenia.
http://www.fytowall.ru