Деревянное зодчество в России - это не только деревянные храмы и часовни, исчезающие мельницы и амбары, но и традиционные настоящие деревянные жилища - дома для жизни. Они уходят из наших поселений и вернуть их уже невозможно. "Каркасное" нашествие технологий строительства индивидуальных домов уверенно внедряется в сознание россиян в той форме, в которой оно рождено в других странах, где все-таки менталитет жителей и уровень культуры - другой.
Городе́ц - город районного значения в Нижегородской области России
Проблемы сохранения русского деревянного зодчества в начале XXI века осветила в своем эссе доктор искусствоведения, сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (Москва) Мария Нащокина (источник - www.regnum.ru).
Точка зрения специалиста заслуживает внимания всх слоев общества:
"Быстро исчезает и традиционная городская деревянная застройка. Приведу лишь несколько примеров - еще в 1970-х гг. в значительной степени была утрачена добротная деревянная Тула, примерно тогда же стали таять деревянные кварталы Архангельска, включая Соломбалу, за последние 15-20 лет практически полностью исчез деревянный Тобольск вместе с домами, где жили декабристы, угроза полного уничтожения нависла над интереснейшим деревянным наследием Иркутска, на очереди деревянные кварталы Саратова и т.д. Утрату исконных строительных традиций наглядно демонстрируют многие пригородные деревни и села, которые неуклонно превращаются в скопища грузных кирпичных кубов - разномастных, разностильных, и, как правило, не имеющих никакой связи со сложившимся образом сельского дома и окружающим ландшафтом. Иными словами, перед нами реальный, протекающий на наших глазах социо-культурный процесс, причины и следствия которого хотелось бы представить заранее.
Конечно, никто не взывает к нереальной цели сохранения всего существующего деревянного жилого фонда России, речь, скорее, идет об отношении к традиционным культурным ценностям, включая жилище и образ жизни, будь то села или провинциального города. Ведь уходит не просто тип постройки, а огромная часть национальной культуры, даже не изученная во всей своей глубине и многогранности. Хотя самих деревянных строений и сегодня еще немало в деревнях, селах, и некрупных городах, но если не воспрепятствовать сейчас их тотальному исчезновению, то процесс окажется необратимым, и мы лишимся наследия, которое сегодня составляет абсолютную ценность любого развитого европейского государства, хорошо понимающего, что сбережение традиционного сельского и городского жилища одно из важных оснований самоуважения нации и едва ли не самое наглядное свидетельство ее права на занимаемую территорию. Как писала глубокий исследователь русской деревни Марина Громыко, "подход к индивидуальности любого народа должен быть таким же, как к личности отдельного человека. Исполненным уважения, прежде всего". В коротком докладе, естественно, не охватить всех аспектов этой широчайшей темы, попробуем обозначить лишь некоторые. Как мы оцениваем и хотим ли сохранить свой национальный тип жилища? И, если хотим, что для этого нужно делать? Это и является предметом последующих рассуждений.
"Не так уж давно было время, когда жизнь человека целиком определяло дерево. Русь со своими белокаменными храмами все же называлась деревянной: из дерева делался крестьянский дом, из дерева выдалбливалась детская колыбель, вырезались чашки и ложки, стругались доски для домовины", - так писали архитекторы-реставраторы 1970-х гг., создававшие музей деревянного зодчества в подмосковной Истре. Как известно, истоки русского деревянного дома, еще недавно покрывавшему всю Центральную Россию - с севера на юг и с запада на восток, уходят вглубь веков, а его удивительная жизнеспособность и устойчивое использование вплоть до конца XX века, обусловлены одной из главных особенностей нашей страны - ее лесным богатством, а также поразительной приспособленностью деревянного жилища к климату и быту русского человека".
Объявление: